«Живаго. Я вышел на подмостки..»

 

«Мюзик-Холл». Полный зал. Много молодежи и публики, которая характерна только для Санкт-Петербурга, и которую не встретишь в других городах и во многих других залах. Большинство уже узнают друг друга в лицо и с видом знатоков обсуждают актерский состав, ссылаясь на предыдущие постановки и личные знакомства. Приятная, присущая только этому театру атмосфера.

«Живаго. Я вышел на подмостки..», изображение №1
 

Сегодня премьера. Борис Пастернак «Живаго. Я вышел на подмостки..». Мультимедийный музыкальный проект. Смелая, ответственная, деликатная и очень амбициозная задача.

Музыка Эдуарда Артемьева, симфонический оркестр театра «Мюзик-Холл» «Северная Симфония» под руководством харизматичного Фабио Мастранджело. Сочетание «Пастернак – Артемьев – Мастранджело» – очень многообещающее начало.

«Живаго. Я вышел на подмостки..», изображение №2
 
Спектакль прошел на одном дыхании от первых звуков, имитирующих колокольный звон, до погасшего на сцене света и тишины в зале.

Прекрасным артистам удалось заставить зрителей прожить то сложное время, поверить им.

«Живаго. Я вышел на подмостки..», изображение №3
 

Невероятно выразительны глаза Юрия Живаго (Артема Цыпина), когда он пытался просто жить и справляться с тем, что война и революция дают обычному мирному человеку. Как загорался его взгляд, когда он рассказывал о Ларе (Елене Калининой), и какое страдание было написано на лицах Антонины Живаго (Лауры Пицхелаури) и Павла Антипова (Михаила Разумовского), когда они прощались со своими любимыми!
Беспринципный и по-своему любящий Лару Виктор Комаровский (Игорь Черневич) был настоящим, живым, невыдуманным мужчиной зрелых лет со всеми особенностями, присущими этому возрасту. А как менялась по мере взросления и познания жизни Лара!

«Живаго. Я вышел на подмостки..», изображение №4
 

Режиссеру – постановщику Алле Масловской удалось создать нечто тонкое, чуткое, глубокое и уникальное. Предельно деликатное отношение к автору и его героям ощущалось абсолютно во всем – в выборе материала для прочтения, видеоряде, подборе музыкальных произведений, работе артистов. Каждый из них жил тем временем, когда возникали иллюзии, свойственные молодости, которая готова принимать любую новую идею, идти за ней; когда любовь – это неожиданность, судьбоносные совпадения, красота, стремительность и в то же время – верность, нежность и вся жизнь рядом до последнего вздоха.
А потом они проживали страшное время вместе со своими героями, удивлялись, что идеи менялись быстрее, чем успевали приживаться в головах и сердцах, терялись от обесценивания всех человеческих добродетелей, пытались приспособиться к жестокой и бескомпромиссной реальности, где каждый день был ценностью, которой они могли лишиться завтра.

«Живаго. Я вышел на подмостки..», изображение №5
 

И тем ценнее были отношения Юры (Артема Цыпина) и Тони (Лауры Пицхелаури), в которых она любила, а он искренне считал, что любит.

И тем сложнее было Ларе (Елене Калининой) отпускать Пашу (Михаилу Разумовскому), когда ее любовь и нежность не смогли справиться с его внутренним напряжением и сомнениями. Но «неспособная осмыслить частности, она уловила главное. Она угадала, что Патуля заблуждается насчет ее отношения к нему. Он не оценил материнского чувства, которое она всю жизнь подмешивает в свою нежность к нему, и не догадывается, что такая любовь больше обыкновенной женской». И где он слишком поздно осознает, что был нужен сильнее, чем все то, чем он старался по-мужски доказать свое чувство.

«Живаго. Я вышел на подмостки..», изображение №6
 

«И вы думаете, он гнушается нами, разлюбил, не помнит? О, напротив! Я так его знаю! У него от избытка чувств такое задумано! Ему надо все эти военные лавры к нашим ногам положить, чтобы не с пустыми руками вернуться, а во всей славе, победителем! Обессмертить, ослепить нас! Как ребенок!»

И практически невозможно было Юре и Ларе принять ту силу, которая столкнула их и заставила принять свое глубокое чувство, но тем ценнее было время, проведенное вместе.

«Они любили друг друга не из неизбежности, не «опаленные страстью», как это ложно изображают. Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья. Их любовь нравилась окружающим еще, может быть, больше, чем им самим…Они дышали только этой совместностью. И потому превознесение человека над остальной природой, модное нянчение с ним и человекопоклонство их не привлекали. Начала ложной общественности, превращенной в политику, казались им жалкой домодельщиной и оставались непонятны».

«Живаго. Я вышел на подмостки..», изображение №7
 

Прекрасная музыка Эдуарда Артемьева в исполнении «Северной Симфонии» под руководством Фабио Мастранджело очень гармонично оттеняла все чувства героев, задавала ритм действию и усиливала эмоции, а появление на сцене Елизаветы Михайловой с русской песней «а капелла» заставило увидеть унылые просторы, по которым приходится скитаться людям в поисках мира рядом и внутри себя в то непростое время.

Ставить спектакли, мюзиклы по классическим произведениям – это всегда очень сложная и ответственная задача. Очень легко быть поверхностным, грубым, не отвечать ожиданиям зрителя, который точно прочел книгу и пришел в театр именно на знакомое имя.

Предельно деликатное отношение Аллы Масловской к классику выражалось в стольких тонких деталях, что создалось цельное и глубокое восприятие.

Одним из сильных моментов было использование в видеоряде, автором которого стал Вадим Дуленко, известного стихотворения «Свеча горела». Его не читали артисты, потому что практически каждый человек, который когда-то прочел эти строчки, принял и прожил их по-своему. И зрителю была предоставлена уникальная возможность повторить их, как бы оставшись наедине с самим собой, под тихую и волнующую музыку. Никакого надрыва. Никакой фальши…

«Живаго. Я вышел на подмостки..», изображение №8
 

Я благодарна всем участникам этого великолепного спектакля за глубокие и вдумчивые эмоции, за паузу в нашей сумасшедшей быстрой жизни, за возможность вспомнить о настоящих ценностях и еще раз поблагодарить судьбу за тех людей, которые рядом.

Автор: Елена Новицкая

Статью о громкой премьере театра «Мюзик-Холл» «Винил» можно прочитать в четвертом выпуске журнала https://victorycon.ru/issue4/