Певица, профессионально исполняющая джаз, блюз, рок, соул, этно-фьюжн. Блестящий импровизатор, обладательница густого от природы голоса, обогащенного неповторимым стилистическим многообразием, выходящим далеко за рамки джазового мейнстрима, Эржена впервые появилась на петербургской джазовой сцене в конце 2007 года и с тех пор приобрела широкую известность в музыкальных кругах Северной столицы.
Уникальный проект саксофониста Артура Медведева и певицы Эржены Хайд «Tengry New» соединили джазовые гармонии с бурятской этнической музыкой, и получилось эксклюзивное звучание — с отражением природы Бурятии и Байкала.
Сегодня Эржена Хайд – гостья нашего журнала.
Эржена, когда музыка начала Вас увлекать?
Музыкой начала увлекаться с 5 лет, тогда же впервые начала играть на фортепиано. Помню, была на прослушивании в школу при консерватории в Новосибирске, но меня не взяли, потому что была ещё маленькая. Это была школа-интернат.
На какой музыке вы росли?
В семье дедушка был достаточно музыкальным, часто пел народные бурятские песни, играл на национальной флейте — лимбэ.
В семье не было музыкальных предпочтений. Слушали все – от популярной эстрады (мне нравился Тото Кутуньо) до русского рока (Кино, Аквариум, Наутилус Помпилиус)
Сегодня джаз– основа Вашего репертуара. Когда это направление Вас покорило, как Вы к нему пришли?
В студенческие годы – ещё в колледже, нравились эти сложные созвучия, аккорды. Приехав в Петербург, мне повезло: в университете, где я училась, преподавал маэстро, директор Петербургский джазовой филармонии, Давид Семенович Голощекин. Благодаря ему появилось это увлечение, мы создали группу, ходили на концерты. До сих пор бываю на концертах в Филармонии с его участием.
Есть ли у Вас кумиры и образцы для подражания в джазе?
Конечно, их очень много, и они разные. Сара Воан, Ди Ди Бриджуотер, Кассандра Уилсон, Дайана Кролл и другие.
Как сформировался ваш бэнд, как давно существует?
Сама творческая идея соединения джаза и бурятской народной музыки возникла у нас с Дмитрием Братухиным уже давно, больше 15 лет назад. Встретив около 2 лет назад молодого прогрессивного и творческого музыканта – саксофониста, и вдобавок оказавшегося моим земляком, Артура Медведева, мы поняли, что наши с ним творческие взгляды совпадают, и так родился наш совместный с ним проект, который мы впоследствии назвали Tengry New. С этим проектом мы уже стали лауреатами международных конкурсов и фестивалей, совершили тур по Сибири и Дальнему Востоку.
Кто Ваши коллеги?
Мои коллеги – прежде всего профессиональные и востребованные джазовые музыканты, каждый из которых — уникальная творческая личность, имеющая и свои творческие проекты в том числе.
В чем образность бурятской музыки?
Бурятская народная музыка изображает звуковые ландшафты, сравнимые с бесконечностью. Поэтому многие сравнивают нашу музыку с космической.
Используете ли вы на концертах национальные бурятские инструменты?
В использовании народных инструментов нет необходимости нашем проекте. Нет задачи показать оригинальность музыки одного этноса, а скорее, в том числе, с помощью бурятских мелодий создать собственный мир музыкальных образов.
Как правило, за национальными инструментами порой стоят интересные легенды, возможно, есть, чем поделиться?
Есть замечательный инструмент — Морин хуур.
Морин Хуур включен в список всемирного наследия Юнеско, в сокровищницу культуры в числе 28 народных инструментов.
С ним связана интересная историческая особенность применения в быту. Когда верблюдица рожает верблюжонка и иногда отвергает, монголы используют морин хуур, играя мелодии в низком регистре, которые называются хоослох. Они успокаивают верблюдиц, и те принимают своих верблюжат назад.
Зачем, на Ваш взгляд, людям нужна музыка?
Как сказал Бертольд Ауэрбах: «Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни»
Что Вы слушаете для себя?
Чаще сейчас переслушиваю Pat Metheny, Herbie Hancock, Chick Corea.
На сколько сложно сегодня жить и работать в шоу-бизнесе?
Мне, как и многим музыкантам, сложно совмещать собственно творческую деятельность и деятельность по презентации собственного продукта. Сложность в том, КАК донести свою музыку до тех, кому это будет интересно.
Что, кроме музыки, занимает и увлекает Вас?
Работаю с детьми с проблемами зрения, осваиваю новую профессию стилиста-визажиста, занимаюсь воспитанием дочери, имею хобби – это уникальная система рукопашного боя (стиль А. Соловьёва).
Дочь переняла Вашу любовь к музыке или у нее другие интересы?
Дочь обладает прекрасным музыкальным слухом и памятью, делает успехи в игре на фортепиано. Но ярче проявляет себя в изобразительном искусстве.
О чем Вы мечтаете, к какому результату стремитесь?
Мечтаю выступать со своим творческим проектом по всему миру.
Кто сегодня является для Вас основным критиком и авторитетом?
Основной критик и авторитет — мой супруг, джазовый пианист Дмитрий Братухин
Что нужно знать начинающим музыкантам, чтобы стать успешными?
Непрерывно развиваться в своём направлении, слушать разную качественную музыку, мечтать о чем-то большом, быть само дисциплинированным, делать то, что ты делаешь только из большой любви.
Что для Вас Петербург?
Петербург для меня – это сдержанность, но с ощущением некоего внутреннего превосходства, это таинственность и богатый внутренний мир.