VictoryCon

Мой сайт
VictoryCon

Эржена Хайд: «Мечтаю выступать со своим творческим проектом по всему миру»

Певица, профессионально исполняющая джаз, блюз, рок, соул, этно-фьюжн. Блестящий импровизатор, обладательница густого от природы голоса, обогащенного неповторимым стилистическим многообразием, выходящим далеко за рамки джазового мейнстрима, Эржена впервые появилась на петербургской джазовой сцене в конце 2007 года и с тех пор приобрела широкую известность в музыкальных кругах Северной столицы.

Уникальный проект саксофониста Артура Медведева и певицы Эржены Хайд «Tengry New» соединили джазовые гармонии с бурятской этнической музыкой, и получилось эксклюзивное звучание — с отражением природы Бурятии и Байкала.
Сегодня Эржена Хайд – гостья нашего журнала.


Эржена, когда музыка начала Вас увлекать?

Музыкой начала увлекаться с 5 лет, тогда же впервые начала играть на фортепиано. Помню, была на прослушивании в школу при консерватории в Новосибирске, но меня не взяли, потому что была ещё маленькая. Это была школа-интернат.

На какой музыке вы росли?

В семье дедушка был достаточно музыкальным, часто пел народные бурятские песни, играл на национальной флейте — лимбэ.

В семье не было музыкальных предпочтений. Слушали все – от популярной эстрады (мне нравился Тото Кутуньо) до русского рока (Кино, Аквариум, Наутилус Помпилиус)

Вова Че Морале, Сергей Никитин, Эржена Хайд

Сегодня джаз– основа Вашего репертуара. Когда это направление Вас покорило, как Вы к нему пришли?

В студенческие годы – ещё в колледже, нравились эти сложные созвучия, аккорды. Приехав в Петербург, мне повезло: в университете, где я училась, преподавал маэстро, директор Петербургский джазовой филармонии, Давид Семенович Голощекин. Благодаря ему появилось это увлечение, мы создали группу, ходили на концерты. До сих пор бываю на концертах в Филармонии с его участием.

Есть ли у Вас кумиры и образцы для подражания в джазе?

Конечно, их очень много, и они разные. Сара Воан, Ди Ди Бриджуотер, Кассандра Уилсон, Дайана Кролл и другие.

Как сформировался ваш бэнд, как давно существует?

Сама творческая идея соединения джаза и бурятской народной музыки возникла у нас с Дмитрием Братухиным уже давно, больше 15 лет назад. Встретив около 2 лет назад молодого прогрессивного и творческого музыканта – саксофониста, и вдобавок оказавшегося моим земляком, Артура Медведева, мы поняли, что наши с ним творческие взгляды совпадают, и так родился наш совместный с ним проект, который мы впоследствии назвали Tengry New. С этим проектом мы уже стали лауреатами международных конкурсов и фестивалей, совершили тур по Сибири и Дальнему Востоку.

Кто Ваши коллеги?

Мои коллеги – прежде всего профессиональные и востребованные джазовые музыканты, каждый из которых — уникальная творческая личность, имеющая и свои творческие проекты в том числе.

В чем образность бурятской музыки?

Бурятская народная музыка изображает звуковые ландшафты, сравнимые с бесконечностью. Поэтому многие сравнивают нашу музыку с космической.

Используете ли вы на концертах национальные бурятские инструменты?

В использовании народных инструментов нет необходимости нашем проекте. Нет задачи показать оригинальность музыки одного этноса, а скорее, в том числе, с помощью бурятских мелодий создать собственный мир музыкальных образов.

Как правило, за национальными инструментами порой стоят интересные легенды, возможно, есть, чем поделиться?

Есть замечательный инструмент — Морин хуур.
Морин Хуур включен в список всемирного наследия Юнеско, в сокровищницу культуры в числе 28 народных инструментов.
С ним связана интересная историческая особенность применения в быту. Когда верблюдица рожает верблюжонка и иногда отвергает, монголы используют морин хуур, играя мелодии в низком регистре, которые называются хоослох. Они успокаивают верблюдиц, и те принимают своих верблюжат назад.

Зачем, на Ваш взгляд, людям нужна музыка?

Как сказал Бертольд Ауэрбах: «Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни»

Что Вы слушаете для себя?

Чаще сейчас переслушиваю Pat Metheny, Herbie Hancock, Chick Corea.

На сколько сложно сегодня жить и работать в шоу-бизнесе?

Мне, как и многим музыкантам, сложно совмещать собственно творческую деятельность и деятельность по презентации собственного продукта. Сложность в том, КАК донести свою музыку до тех, кому это будет интересно.

Что, кроме музыки, занимает и увлекает Вас?

Работаю с детьми с проблемами зрения, осваиваю новую профессию стилиста-визажиста, занимаюсь воспитанием дочери, имею хобби – это уникальная система рукопашного боя (стиль А. Соловьёва).

Дочь переняла Вашу любовь к музыке или у нее другие интересы?


Дочь обладает прекрасным музыкальным слухом и памятью, делает успехи в игре на фортепиано. Но ярче проявляет себя в изобразительном искусстве.

О чем Вы мечтаете, к какому результату стремитесь?

Мечтаю выступать со своим творческим проектом по всему миру.

Кто сегодня является для Вас основным критиком и авторитетом?

Основной критик и авторитет — мой супруг, джазовый пианист Дмитрий Братухин

Что нужно знать начинающим музыкантам, чтобы стать успешными?

Непрерывно развиваться в своём направлении, слушать разную качественную музыку, мечтать о чем-то большом, быть само дисциплинированным, делать то, что ты делаешь только из большой любви.

Что для Вас Петербург?

Петербург для меня – это сдержанность, но с ощущением некоего внутреннего превосходства, это таинственность и богатый внутренний мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вернуться наверх