«Навеки ту люблю, чье имя Эвридика»…
Премьера оперы Кристофа Виллибальда Глюка «Орфей и Эвридика» стала центральным событием фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» по целому ряду причин: кроме юбилейной даты – 310-летия со дня рождения композитора — определяющим фактом, несомненно, можно счесть то, что в этом году исполняется также 250 лет со дня постановки оперы в Париже, в Королевской академии музыки. Постановки, имеющей историческое значение: в новой редакции партия Орфея, первоначально написанная для альта, передана тенору, а композитор внес ряд существенных изменений в партитуру. В финале хор был заменен большим балетом.
Постановка вызвала самые яростные споры между сторонниками Глюка и владевшего тогда умами французских меломанов Пиччинни. Пиччинни был композитором яркого и сильного дарования, но тесно связанным с прошлым. Глюк, напротив, прокладывал путь в будущее, стремился к правде выражения страстей и чувств, нарушал обветшалые традиции оперы и музыкальной трагедии. А вот в России сочинение маэстро «пришлось ко двору» в буквальном смысле слова: опера была поставлена уже в 1780 году в Петербурге силами итальянской придворной труппы под управлением Джованни Паизиелло.
Эту «правду выражения страстей и чувств» как нельзя более полно и ярко ощутили зрители, попавшие в Гербовый зал Эрмитажа на премьеру легендарной оперы. Пышность, позолота, царственный пурпур Гербового зала резко контрастировал с черными и белыми одеяниями главных героев, фурий и блаженных духов, моментально смещая акценты на полную сопричастность древней античной истории – истории невыносимой потери, дерзкого, безрассудного бесстрашия и всепобеждающей любви. Создатели оперы слукавили: зрителей ждет прекрасный и логичный хэппи-энд. Возможно, вызванный все тем же стремлением Глюка эпатировать застывшее в развитии каноничное музыкальное сообщество, привыкшее горестно оплакивать обязательный печальный финал музыкальных произведений тех лет. А возможно, композитор считал, что сутью древнегреческой легенды должна быть не безнадежная покорность перед решением всемогущих и не всегда справедливых богов, но любовь, которая способна разрушить все преграды и преодолеть любую беду.
Ну, а достоверности именно этой трактовке сюжета добавили четко и безошибочно выбранные исполнители: Орфей-меццо-сопрано, гречанка Марита Папаризу являл собой все ипостаси персонажа, пережившего в опере все мыслимые чувства–от безнадежного отчаяния и беспредельного отчаяния до столь же огромной радости и полного счастья.
Солистка Мариинского театра Цветана Омельчук, обладающая сильным, ярким меццо-сопрано, словно сошла с одной из тех изысканных амфор, на нежных боках которых некогда резвились изящные боги и блистали неземной красотой обворожительные девы.
А лукавый Амур – сопрано Екатерина Иванова задорно заигрывал со зрителями, приглашая вместе погрузиться в историю «давно минувших лет» и пережить вместе с героями перипетии их нелегкой судьбы.
Отдельно хочется отметить филигранную работу хора «Рождество» (руководитель — заслуженная артистка России Ольга Ступнева), с первых нот создающего объемный, сильный, дивный звук, свободно летящий по залу и приглашающий в самую сумрачную глубину столетий, столь живых и ярких, что зрители становятся непосредственными участниками событий.
А сопровождающий действо балет (хореограф-постановщик Елизавета Ротачева) превратил дворцовую постановку оперы в полноценный спектакль, став темпераментным полноправным участником событий – горестно оплакивая ушедшую Эвридику, злобно преграждая путь в Аид воинственно настроенному Орфею, нежно и благостно сопровождая воскресшую красавицу к торжествующему победителю.
И все же, почему именно «Орфей и Эвридика»?
Отвечает Марина Сафарьянц, художественный руководитель фестиваля, заслуженная артистка России: «Мы выбираем то, что сердцу мило, но есть и вполне объективные причины: в этом году исполняется 310 лет со дня рождения одного из крупнейших представителей музыкального классицизма и признанного реформатора оперного искусства, композитора Кристофа Виллибальда Глюка. Эта опера из всех произведений мастера, пожалуй, наиболее ближе к нам, потому что там есть арии, дуэты, которые хорошо известны в России, хор блаженных духов, знакомый нам под названием «Мелодия Глюка». Я бы поставила ее как основное событие, связанное с юбилеем, учитывая то, что Глюк вообще редко у нас исполняется, к сожалению: это гимническая опера, в которой делается акцент на множество важных вещей – служение музыке, любовь и прощение бога, даруемое тем, кто любит. А Орфей – это, конечно, самый известный и любимый символ музыки.
И, если честно, там всего лишь три действующих лица – так проще сводить исполнителей вместе.
А Гербовой зал очень органично связан с оперой – золотые колонны, античный антураж, мы даже золотую «юбку» для сцены сделали.
Мы рады многолетнему сотрудничеству с Симфоническим оркестром Ленинградской области под управлением Михаила Голикова, отмечу также прекрасную работу режиссера Аркадия Гевондова – в спектакле чувствуется свой стиль, это очень важно.
К сожалению, существует мнение о несовпадении мироощущения людей XVIII и XX веков, а потому считается, что при попытках вернуть оперы Глюка на сцену редко удаётся подобрать к ним образный и эмоциональный ключ. Я думаю, обязательно надо работать с этим материалом: мы сделали ряд купюр, нужна лаконичность при исполнении этого произведения – для восприятия его нынешним зрителем.
Мы подобрали замечательных исполнителей: у Мариты Папаризу, меццо-сопрано, солистки Греческой национальной оперы – партия Орфея в репертуаре, и это видно, она справляется с этой труднейшей ролью легко. Мы последовали примеру театра Кабуки, в котором все роли исполняют мужчины: у нас все наоборот – в спектакле заняты только замечательные актрисы, и это, к слову, обусловлено исторически сложившимся фактом, хотя исполнение оперы и зависит от разной редакции. Возможно, в следующий раз мы возьмем для постановки контр-тенора».
Не правда ли, звучит многообещающе? – мы будем ждать!
Елена Шарова
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Дворцы Петербурга»