VictoryCon

Мой сайт
VictoryCon

Спектакль «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» открыл XIII фестиваль «Опера всем»

Несмотря на предсказуемые капризы петербургской погоды долгожданный фестиваль «Опера всем» начался вовремя, а иначе и быть не могло: без ставшего традиционным и любимым жителями города и гостями города важного музыкального события уже сложно представить прихотливое лето Северной столицы.

Организаторы фестиваля не поддались и напрасным суевериям — форум проходит в тринадцатый раз – и представили меломанам поистине сверкающий венок уникальных оперных постановок.

Также уже традиционно фестиваль открылся в День святых апостолов Петра и Павла 12 июля в самом сердце Санкт-Петербурга — на Соборной площади Петропавловской крепости. Этот день недалеко ушел от самого душевного и теплого летнего праздника – Дня семьи, любви и верности, а потому, быть может, вполне уместна выбранная для начала опера, ставшая не только музыкальным символом Святой Руси, но и соединившая в своем сюжете триединую основу великой души – Веру, Надежду и Любовь. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» — произведение уникальное, впервые в истории композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым была создана опера-легенда, опера-мистерия. Это удивительное по красоте и до обидного малоисполняемое сочинение и причин тому несколько: сложная тема, длительность, высокие требования к исполнительскому составу, трудность сценического воплощения. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», как отметил режиссер его первой постановки, Василий Петрович Шкафер, это «исключительное событие в музыкальном мире». Таковым оно является и сегодня. Но создатели фестиваля — а у его истоков стоит музыкальный Театр имени Ф. Шаляпина — легко и изящно обошли все трудности: праздник музыки случился!

Случился благодаря тому, что к великому замыслу композитора сто с лишним лет тому назад присоединился не менее великий либреттист Владимир Иванович Бельский – чуткий стилист, умеющий проникать в самое сердце древних сказаний, бережно и осторожно стилизующий речь персонажей оперы под манеру старинных легенд, говор странствующих по Руси народных сказителей – слепцов. Непосредственными источниками послужили также былины, песни и сказания.

Ну, а в веке нынешнем эстафету любви и уважения к этому незаурядному произведению приняли люди необыкновенно талантливые: так, благодаря режиссеру Виктору Высоцкому, он же арт-директор фестиваля форум приобрел большую привлекательность – несмотря на «выездной» формат, его постановки по качеству практически не уступают оперным спектаклям, идущим в помещениях, для них предназначенных.

За художественную составляющую отвечала Юлия Гольцова, постоянный художник фестиваля «Опера всем», поднаторевшая именно на постановках в рамках формата open-air, а согласитесь, в создании подобного спектакля и талант необходим особенный. И им Юлия обладает вполне: «Конечно, в оформлении спектаклей на открытом воздухе есть свои сложности. Например, мы не можем на глазах зрителей убрать одну мебель и поставить другую, потому что работаем, что называется, с открытым забралом. Иногда мешает шум взлетающего вертолета или крик птиц. Бывают и сюрпризы свыше», — отмечает она. Бессменный участник самых успешных проектов Театра имени Ф. Шаляпина она создает необыкновенно притягательную сценическую атмосферу, тем не менее, четко и профессионально просчитанную и полностью отвечающую перипетиям сюжета, будь то вызывающая позолоченная роскошь «Великого Гэтсби», чувственная обстановка бразильского карнавала в «Доне Флор и двух ее мужьях» или утонченное изящество страстной души, заключенной в письмах в «Опасных связях».

Безупречный вкус Юлии чувствуется и в «Китеже»: она ювелирно играет цветом, заключая в рамку солнечных лучей, обрамляющих задник сцены, иконописные пейзажи древнего города, безрадостную картину обугленного топкого леса, по которому пробираются сбежавшие из полона Феврония и Гришка-Кутерьма, зажигая багровые тревожные сполохи кровавого огня, озаряющие ликование бесчинствующих захватчиков. Но светлые лики ангелов, парящие над всепобеждающей верой в добро и любовь, и нежное сияние хранимого высшими силами города завершат древнюю повесть, божественный отсвет которой озарит возлюбленных, ставших бессмертной легендой.

Четко и безукоризненно подобраны костюмы всех, в том числе и ансамблевых персонажей, а на то он и ансамбль, кстати, что в переводе значит – вместе, чтобы спектакль сложился в единую, не выходящую за рамки замысла картину. Бело-голубые нежные тона нарядов Февронии и княжича Всеволода оттеняют чистоту и возвышенность их чувств, непоколебимую веру в доброту души и величие сердец. Зловеще черные лохматые одеяния буйствующих захватчиков гасят золотой свет надежды и утешения, а простые полотняные сарафаны и зипуны жителей Китежа легко переносят зрителей на оживленные улицы старинного русского города.

Что касается высоких требований к исполнительскому составу, то, думается, Николай Андреевич остался бы доволен: к участию в спектакле были привлечены лучшие артисты крупных театров Санкт-Петербурга. Так, партию Февронии исполнила солистка театра «Зазеркалье» Ольга Черемных, обладающая хрустальным нежным и сильным сопрано, Всеволод – лауреат всероссийских и международных конкурсов, а ныне солист Театра имени Ф. Шаляпина Павел Шнипов безупречно воплотил образ княжича, болеющего душой за родной город и утраченную было любимую. Пожалуй, самая сложная мужская роль – Гришки Кутерьмы досталась солисту Мариинского театра, тенору Андрею Попову, справившемуся с ней очень достойно, как вокально, так и драматически: нелегко быть беспутным грешником, всеми способами цепляющимся за жизнь, но прощенным, в конце концов, идущей к вечной радости Февронией. Простим его и мы, ведь кто знает, какие силы скрываются порой в потемках собственной души…

Как собственно во всех постановках Театра имени Ф. Шаляпина полноценным действующим лицом является превосходная балетная труппа театра. Нежные девы в трепетных венках, обрамляющих безоблачные личики, окружают безмятежное существование Февронии в светлых беспечальных лесах. Нашествие захватчиков в беспросветно черных одеждах страстным торжествующим ликованием взрывает пространство сцены – и неспешного доселе действа.

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» часто называют «русским Парсифалем», масштабным воплощением апокалипсиса в музыке начала XX века, а сам Римский-Корсаков считал его «литургической оперой». Ибо – в финале скрыт в плотном кружеве божественного тумана устоявший силой совместной веры прекрасный город, соединились в согласии и мире бессмертные влюбленные, дан шанс и беспутному Гришке – искупить раскаянием свои преступления и горькую жизнь: никто не должен оставаться без надежды. И – такое волшебство создается только на этом празднике музыки — звуки оркестра, волной летящие над головами зрителей сливаются, а затем и переходят в хрустальный перезвон карильона на колокольне Соборного храма. История, случившаяся в давние времена, завершена, а мы навсегда оказались ее участниками и хранителями.

Сложилось стойкое ощущение, что зрители, собравшиеся в летний вечер на Соборной площади, стали свидетелями чего-то большего, нежели просто оперного спектакля, пусть и поставленного с огромным талантом и тактом. Смутные времена всегда выворачивают души наизнанку и безжалостно делят мир на черное и белое. Так было испокон веков, так будет всегда. Но отсвет далекой старинной легенды, скрытой в туманной бездне веков, словно зажег трепетную лампаду в храме, огонек которой освещает нашу жизнь, без сомнения утверждая: душа – бессмертна…

Фото — Алена Пелевина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вернуться наверх