Давным-давно в древней-древней Греции…

Театр начинается в нашей жизни раньше, чем мы успеваем это осознать: самая главная и лучшая в жизни актриса – мама (за редким исключением этот почтенный титул берет на себя папа) раскрывает книжку и начинает читать. Грустным голосом — если это печальная повесть на свете о Тане, которая уронила в речку мячик, веселым — если лошадка с расчесанным хвостиком задорно везет своего седока прямо в гости. Умаявшееся за день чадо сладко засыпает, но просыпается воображение!

И из смутного тумана теплой летней ночи проявляется необыкновенная страна, где каждый человек становится другом навек, встречные собаки разговаривают, а по радуге можно легко пробежаться босиком и даже испачкаться сразу в семи ее цветах! И знаете что? – эта страна никуда не исчезает, когда мы становимся взрослыми: она просто меняет адрес и зовется Театром, а вместо мамы нас туда проводят ее необыкновенные жители – артисты.

И если они такие, как в театре «Буффики», то им сразу и бесконечно веришь – все возможно! А приобщение к славному титулу «зритель» происходит здесь легко и незаметно: чем больше всего любят заниматься дети? – Правильно: играть! Страна буффиков устроена мудро: есть тихий уголок, откуда тянет терпким ароматом свежесваренного кофе – для пап и мам, сонно протирающих глаза и хмуро соображающих – наступили каникулы; есть место, где живут самые разные игры, и никто не наругает и не шикнет: «Ты же в театре!», если слишком громко засмеешься или галопом проскачешь от стенки к стенке – для самых неугомонных, самых честных и искренних зрителей – детей! А сказка? – а она живет там же!
Маленький зритель попадает туда незаметно: набегавшись и напрыгавшись, просто присев отдохнуть на услужливо подставленный стульчик. И уже охотно включается в другую игру – игру под названием «спектакль», а, чтобы быть точным: «Мифы Древней Греции для больших и маленьких», премьера которой состоялась днями в театре «Буффики».

Правила этой игры были приняты охотно: как выяснилось, все путешественники во времени и пространстве отлично знали, что можно и что нельзя делать в театре. И слово «миф» их ничуть не сбило с толку: «выдуманная история», «сказка», «то, чего не бывает» — они бойко отвечали на вопросы ведущих и смотрели в самую суть. Да и даром что Греция – страна далекая, ее мифы и вовсе настолько древние, что толком и не скажешь, откуда и каким ветром их занесло на нашу сторону, а также вопреки бурчанию отдельных взрослых на тему «гаджет – все, что мило сердцу современного ребенка», выяснилось, что боги седой греческой старины – личности, детям нечужие и известны поименно! Простим ненароком затесавшегося воображением одного из маленьких зрителей в эту славную компанию их славянского собрата Кощея Бессмертного…

Авторы спектакля сотворили необыкновенно теплый и домашний мир, в буквальном смысле связав пушистые облака, обрамляющие сцену, бодрый кораблик, на котором странствовал вечный бродяга Одиссей, обрядив в уютные вязаные одежки волшебный народ, населяющий сказку. «Для больших и маленьких»! – право же, думается, мамы и папы, приобщающие чадо к магическому искусству пленительных перевоплощений, наверняка припомнили своих бабушек, в чьих руках так ловко мелькали спицы, от которых тянулась веселая дорожка разноцветного шарфика для любимого внука, и ее неспешные рассказы о богах и героях (художник-постановщик Яна Штокбант)…

Среди этого домашнего мира живут – поживают, ссорятся и мирятся такие понятные и забавные боги, ну очень похожие, скорее, на этих странных взрослых, чем на недоступных, величавых, надменных олимпийцев. Суетливый проводник по чудесному миру и по совместительству владелец сувенирных лавок Гомер – он же верховный глава этого веселого пантеона Зевс (Игорь Гаспарян): почему нет, все в руках, в смысле в воображении распоясавшегося рассказчика. Его суровая прекрасная половина с непререкаемым авторитетом Гера (Елена Купрашевич), усвоившая незыблемый принцип существования семейного очага: «Командовать в доме должен кто-то одна!» Главный поджигатель, смутьян и обаятельный злодей бог морей Посейдон (Денис Гладкий-Клеввкин), главная боль которого – почему столица Греции Афины, а не Посейдонск: вполне себе справедливые претензии. Собственно мудрая дочка Зевса Афина (Юлия Ваганова/Алена Леонтьева), успешно заменяющая древним грекам всемогущую помощницу Алису: музыку включит, душевно поговорит… Толку, правда, от этого мало. Несправедливо записанная в злодейки Медуза Горгона (Юлия Игнатьева), обращающая в камень всякого, кто на нее взглянет: только вся причина — змеи с вредным характером на голове. Ни кошечку погладить, ни птичку завести, ни укладку сделать: озвереешь от одиночества!
Естественно, на месте неразлучная парочка Амур и Афродита (Даниил Кириллов/Ангелина Добровольская): куда же и когда же без любви!
И, конечно, Одиссей (Алексей Романович)– изобретательный скиталец с бодрой неунывающей командой в лице жизнерадостного подчиненного с нежным именем «Гладиолус» (Иван Байдык), хитроумно побеждающий коварных сладкоголосых сирен бодрыми ритмами рок-н-ролла. Не поддавшийся на опасное гостеприимство одноглазого Циклопа (Нурадин Суюндуков), тоже, впрочем, по настрою и настоянию Геры вполне мирного пастушка с утенком на чистеньком передничке и полным нежеланием питаться непрошенными гостями.
Одиссей, конечно, вернется к преданно ожидающей его Пенелопе, душевно распевающей печальные песни на греческом языке в переводе Гомера и вяжущей бесконечный шарфик, который под занавес всем пантеоном вынесут примирившиеся боги. Вернется, несмотря на жизнерадостную присказку: «Хорошо плывем!»

Хоть какой жанр – лишь бы нескучный, говаривал один из выдающихся режиссеров: взрослые, наверняка узнавшие себя в этой суетливой компании древних богов, явно не скучали. Ну, а те, кто недалеко ушел от категории 6+…
Миша и Маша: «Очень понравилось – а больше всех Посейдон: он очень смешной. Совсем не страшный – скандалит, а потом все равно мирится». Еще один Миша: «А мне понравился Зевс: он как мама – хорошо сказки рассказывает».
По преданиям Одиссей странствовал по морю ровно десять лет, если честно, хотелось бы, чтобы и это жизнерадостное путешествие по мифам древней Греции тоже не кончалось. «Слишком коротко», — вот такую претензию высказал один из зрителей…
Елена Шарова