«Я записал эту легенду в Сестрорецке…»

Повесть Николая Лескова «Левша» уникальна в своем роде: она, родившаяся из прибаутки «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали», оказалась настолько живо проникнута ярким образным народным духом, донесена до читателя необыкновенно выразительным , богатым языком, что даже ушлые критики решили, что заслуга автора заключается лишь в том, что он мастерски и очень живо лишь пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров.
Написанная в форме сказа повесть, на первый взгляд, невероятно увлекательно читается и насыщенна всеми внешними признаками забавной лубочности и гротеска, но, тем не менее, как, собственно, все выдающиеся произведения, обладает многими глубокими смыслами. И опять-таки, как все литературные жемчужины с годами, как старое доброе вино, приобретает все более пронзительный смысл, современное актуальное звучание и острое послевкусие.

Быть может, поэтому в театрах так охотно обратились к ней совсем недавно, словно открыв для себя заново ее необыкновенный язык и философскую суть. Хотя слово «Левша» в русском языке давно стало нарицательным именем, обозначающим талантливого выходца из народа, мастера с золотыми руками, a выражение «подковать блоху» обратилось во фразеологизм.
Отметим два музыкальных воплощения сказа на русской сцене — это одноименные оперы Анатолия Александрова и Родиона Щедрина, на сцену же драматического театра Левша шагнул лишь в 2021 году.

Проза в принципе всегда предполагает известную смелость со стороны режиссера, взявшегося за постановку — с одной стороны, довольно сложно воссоздать ее в рамках, диктуемых драматической сценой, и не утерять смысла, заложенного автором. С другой — есть опасность «размазать» этот смысл по действу, запутавшись в свободе выбора основных сюжетных линий.
Думается, режиссер из Калмыкии Баатр Колаев с этой задачей справился вполне достойно: своеобразный экзамен по работе с прозой он успешно выдержал чуть ранее — в нынешнем же году его спектакль «Расемон» был показан в рамках XXVI Международного театрального фестиваля Театра юных зрителей имени А.А. Брянцева «Молодёжь. Театр. Фест» и снискал полное одобрение и критики и публики.

«Я уже «встречался» с Лесковым, работал с ним в театре кукол, делая спектакль по его рассказам. Тогда мне сразу понравился его необыкновенно образный язык, — отметил Баатр Колаев. — Как ни странно, казалось бы, «Левша» — такое известное произведение, знакомое нам еще со школы, но его очень мало ставят в театрах. В ТЮЗе мне сказали: «У нас не то что «Левши», у нас вообще Лескова еще нет». И сразу согласились на это название.
Произведение оказалось очень сложным. Дело в том, что там действуют известные исторические личности — Александр I, Николай I, Матвей Платов — герой Отечественной войны 1812 года, тульские мастера также знамениты. Там упоминается и наш Сестрорецк! А еще существует и настоящий Левша, он живет в Новосибирске, он действительно подковал блоху, а на Манежной площади есть его музей, где на эту блоху можно посмотреть — словом, это ожившая мифология.
На первый взгляд, казалось бы, это история забавная, интересная, смешная, но если рассмотреть суть глубже, то речь идет о настоящей истории и об ответственности человека за свои поступки».

Сам Лесков определял повествование как сказ — и Колаев создает очень динамичное, яркое, красочное действо, обладающее всеми признаками фантасмагории: причудливым, необычным сочетанием и игрой света и тени, нереальным, призрачным, чудесным ходом событий — событий удивительных, волшебных. Ну, а лаконичная декорация — корабль, как нельзя лучше подходящая к камерной малой сцене театра, несущая определенную смысловую нагрузку, легко выполняет роль судна, и так же легко трансформируется в телегу, английскую кунсткамеру и место народного ликования, ну, и где-то в одном его укромном уголке находится место и «досадной укушетке» атамана Платова (Артемий Веселов).
В этих декорациях необыкновенно ловко существуют персонажи спектакля: благодаря выразительным костюмам и проворству артистов, играющих несколько ролей, кажется, будто сцена густонаселена, а ее пространство весьма обширно. Интеллигентный Антон Войналович очень убедителен в роли двух, в общем-то, очень разных государей — Александра I и Николая I. Он же — внятный и точный голос Рассказчика, обладающий доходчивостью, способной убедить недоверчивых зрителей в том, что все происходящее — чистая правда.
Блоха в спектакле в исполнении Софьи Шершневой — невероятно пластичной и выразительной неожиданно приобретает вполне конкретную жизнь, форму и историю: она становится практически инфернальным персонажем — именно Блоха высоко возносит Левшу, обласканного сильными мира сего, и она же становится причиной его гибели.

Данила Лобов обладает счастливой внешностью и талантом, позволяющим ему легко перевоплотиться как в пылкого, откровенного и непостоянного Володю Иртеньева в спектакле «Отрочество», так и простоватого искреннего Левши, воспринимающего свой дар великого мастера как нечто само собой разумеющееся и не стоящее большого внимания, а потому думающего не о себе, но о том, какую пользу этот дар принесет людям, государю — а значит, стране.
В спектакле вообще очень ярко, стройно и эстетически согласованно действуют актеры, успешно и достойно работая на общий замысел постановки и усиливая ее эмоциональное воздействие на зрителей.
«Мне кажется, что найдена очень интересная фарсовая форма, которая демонстрирует разные грани актерских возможностей, — отмечает главный режиссер ТЮЗа Сусанна Цирюк. — Для меня это спектакль-этюд на тему Лескова. Я понимаю, что все очень точно простроено, что это невероятный симбиоз режиссера и хореографа Максима Пахомова, которого мы уже хорошо знаем по «Первой любви». Но при этом сохраняется ощущение абсолютной импровизационности при четко простроенной форме.
Спектакль демонстрирует и качество труппы ТЮЗа, которая обладает самыми разносторонними талантами и возможностями.

Вероятно, такая жесткая трюковая, акробатическая форма подачи будет привлекательна для ребят, проходящих «Левшу» в школе:читать его в седьмом классе все же сложновато, ученики не могут в полной мре оценить его язык, его юмор.
Спектакль «Левша», кроме того — абсолютно фестивального формата: так получилось, что я познакомилась практически сразу с двумя постановками Колаева: его спектакль «Расемон» был показан в рамках XXVI Международного театрального фестиваля Театра юных зрителей имени А.А. Брянцева «Молодёжь. Театр. Фест». Потом я оказалась в Иркутске на фестивале, где увидела еще один его спектакль: компактный, с минималистическими, многофункциональными декорациями. Думаю, и «Левшу» ждет большое фестивальное будущее».
Итак, премьера состоялась, и спектакль зажил своей жизнью: надеемся, что каждый думающий зритель найдет в нем свой смысл, отозвавшийся в душе, и оценит как талант великого писателя, столько громко и искренне зазвучавший почти два столетия тому назад, так и мастерство людей, этот талант до нас донесших — бережно, с любовью, тактом и вдохновением…
Елена Шарова
Фото — Елена Лучшева