В Санкт-Петербурге состоялся ХХII Международный фестиваль балета DanceOpen. По традиции он завершился гала-концертом, в котором принял участие премьер Большого театра Игорь Цвирко вместе со своей партнершей и супругой Кристиной Кретовой. Игорь – частый гость фестиваля. Кроме того, он — приглашенный солист Михайловского театра. Так что мы могли видеть его неоднократно на петербургских сценах. Что изменилось в жизни премьера Большого театра за последнее время? На этот вопрос нам ответил сам Игорь.
Вы не впервые участвуете в фестивале. Вместе с Екатериной Крысановой вы признавались лучшей парой, а Кристина Кретова — «Мисс виртуозность» фестиваля. Что для вас значит этот фестиваль?
Для нас с Кристиной большая честь и огромная радость каждый раз откликаться на приглашение Екатерины Галановой принять участие в фестивале Dance Open. Сегодня, мне кажется, очень важно для всех деятелей культуры, которые создают проекты на территории нашей страны помогать, максимально поддерживать друг друга в их создании. Конечно, мы с огромным удовольствием откликнулись на предложение Екатерины Галановой, потому что для нас выступать перед петербургской публикой, безусловно, очень ответственно и приятно, и мы всегда с радостью откликаемся на такие предложения. На гала-вечере мы показали номер «Танго». Надеюсь, зрители оценили его по достоинству. На вечер приехало более 100 артистов. Это был настоящий праздник балета!
Более года назад вы были возведены в ранг премьера Большого театра. Что дает статус премьера Большого театра?
Наверно, еще больше уровень ответственности за то, каким должен выглядеть премьер балета и что он должен нести собой как артист, как личность, потому что все же премьер балета – это олицетворение театра, носителя духа истории Большого театра. Поэтому мне посчастливилось, что спустя 15 лет своей карьеры, я достиг этого статуса. И я горжусь тем, как прошли эти годы. Потому что я на своем теле испытал все тяготы и прелести достижения этой цели. Я танцевал и в кордебалете, и исполнял сольные партии, работал со всеми хореографами, педагогами, артистами, которые когда-то творили и делали сцену Большого театра невероятно значимой в мировой истории.
Мне грех жаловаться. Я счастливый артист! И видимо, своей работой и упорством доказал, что даже несмотря на то, что, может, мои физические данные не вполне соответствуют старому понятию премьера, но труд и удача сделали мне такой подарок.
Что вы имеете в виду, когда говорите про несоответствие физических данных?
Мне кажется, что для многих статус премьера ассоциируется с Принцем – человек с классической формой — тоненькими ножками, щупленьким верхом, какой-то неземной персонаж, который питается воздухом.
А как же Лиепа, Васильев?
Лавровский, Васильев, Лиепа, Владимиров – все такие же коренастые невысокого роста, но они уже в статусе легенды. А когда я пришел в Большой театр, премьеры были Цискаридзе, Уваров, Гуданов, Скворцов… Это артисты с шикарными физическими данными, уникальной стопой, потрясающим шагом, высокого роста.
После вашего возвращения из Венгрии в вашей жизни произошло много перемен….
Да. У меня был переломный период и в творчестве, и в личной жизни. Можно сказать, что жизнь заиграла новыми красками. В творчестве все осталось на том же уровне, но уровень ответственности стал намного выше. Когда ты делаешь шаг в сторону в поисках себя – сначала уезжаешь, потом возвращаешься – настрой общественности к тебе возникает скептический. Но я думаю, своей работой я сделал все, чтобы у скептиков отпали сомнения.
Какие новые партии вы стали танцевать?
После возвращения я исполнил роль Ивана Грозного. Еще когда я исполнял опричника в хореографии Юрия Николаевича Григоровича в этом балете, я мечтал выйти на сцену в партии Ивана Грозного. И вот эта мечта сбылась! Это один из лучших его спектаклей, и для артиста балета большое счастье исполнить эту роль. Вообще Большой театр – это всегда масштабные постановки! Также мне посчастливилось в это же время принять участие в балете «Чайка». Я исполнил две роли – и Тригорина, и Треплева. У меня были дни, когда утром я был Тригориным, а вечером — Треплевым.
Это же абсолютно диаметрально противоположные роли. Как вам это удавалось?
В этом и прелесть работы артиста. Я вообще с годами понял, почему мне так нравится то, чем я занимаюсь. Мне нравится менять образы, маски, проживать разные жизни.
Кто вам ближе из этих двух персонажей? Тригорин или Треплев?
Думаю, что эти два персонажа прекрасно уживаются внутри меня. И здорово, что мне посчастливилось, благодаря хореографу балета Юрию Посохову, станцевать эти две роли. Хотя изначально в партии Треплева я не планировался. Мне сложно сказать, кто мне ближе. У каждого из них я нахожу, как положительные, так и отрицательные стороны. Треплев идет на конфликт со своей мамой, он понимает, что нужно развитие, новые формы, новые эмоции, и в театре, и в жизни. И это мне близко, потому что я люблю все новое, и всегда нахожусь в поисках чего-то нового – и всегда пытаюсь найти новые элементы в хореографии, всегда что-то придумываем вместе с хореографами, даже когда создаем классические вариации. Тригорин – человек определенного склада ума, он нашел свою жизненную формулу, которая позволяет ему жить без взлетов и падений, которая дает ему стабильность. И это мне тоже близко. Я люблю стабильность, как в творчестве, так и в жизни, но все равно должно быть всегда что-то, что будет тебя бередить, потому что застой – это пагубно для артиста. Нужно всегда находить баланс между Тригориным и Треплевым.
Что в планах?
Создание собственного проекта – «Вечер современной хореографии». Уже есть два хореографа, с кем я точно буду работать. Дмитрий Масленников и Александр Могилев. Дмитрий много ставит в драматических спектаклях. А Александр сделал первый фестиваль современного танца в России, он победитель шоу «Танцы» на ТНТ, кастинг-директор этого шоу. С третьим хореографом пока еще не определился.
Давайте поговорим о личном. Вы общаетесь со своим сыном от первого брака?
Конечно. Мы списываемся каждый день, когда есть время, ходим куда-нибудь вместе, например, в баню.
Сколько лет вы женаты с Кристиной?
В отношениях три года, а 23 июля 2023 года вторая годовщина нашей свадьбы.
Как в театре отнеслись, когда узнали, что вы больше, чем партнеры по сцене?
Многие наши коллеги не удивились, потому что считали, что идеально подходим друг другу. Мы очень похожи с Кристиной по характеру – оба требовательные, вспыльчивые, перфекционисты.
А вспыльчивость не влияет на ваши отношения? Вы не обижаетесь друг на друга?
Нет! Это следствие желания сделать лучше. Мы не ссоримся по большому счету. Если возникают конфликтные ситуации, сразу же обсуждаем их. Мы относимся друг к другу с огромным уважением.
Вы около десяти лет выходили на одну сцену с Кристиной. Как вы стали парой с ней не только на сцене, но и в жизни?
Мы всегда были хорошие друзья, помогали друг другу в сложных ситуациях на работе. Однажды у нее перед премьерой балета «Зимняя сказка» убрали партнера, и она мне позвонила и спросила, не могу ли я выучить партию за три дня. А у меня были запланированы гастроли, и сначала я сказал, что не смогу ей помочь, но она так просила, что я не смог отказаться. В результате, я перенес гастроли, выучил партию за три дня, и сейчас это одна из моих любимых ролей на сцене. Мы всегда приходили друг другу на помощь. А пандемия помогла мне все расставить на свои места – появилось время, чтобы я мог покопаться в себе, найти ответы на вопросы, которые меня долго волновали…
Я поехал на автомобиле в Сочи. Хотел провести такой отшельнический отпуск, но вдруг почему-то написал Кристине: «Если тебе нечем заняться, приезжай в Сочи». И она прилетела. С этого момента мы не расставались. И дружба отнюдь не противоречит любви, наша дружба просто переросла в истинную любовь, проверенную временем. Это какое-то особое чувство, и потрясающе благодатное ощущение. Пришло осознание, что оказывается, счастье было рядом.
А не сложно быть вместе и на работе, и дома? Вы не устаете друг от друга?
Нет. Мы органично и гармонично сосуществуем друг с другом. Если у нас выходной, то бывает, что первую половину дня мы проводим вместе, а потом разъезжаемся каждый в свою баню, и там немного отдыхаем друг от друга. Когда нужно куда-то поехать отдельно, ставим в известность друг друга, и в этом нет никаких проблем. В этом плане у нас довольно все доверительно и свободно.
В Большом театре, как и в Мариинском, нет понятия постоянных дуэтов. Но вы с Кристиной много танцуете вместе.
За последние два года мы много станцевали вместе с Кристиной, и спасибо за это Махару Хасановичу (Вазиеву, худруку балета Большого театра — прим. ред.), который дает нам такую возможность. Но, конечно, в театре уже давно нет такого, что какие-то партии танцуют определенные пары. Сейчас много синтезированных спектаклей, где персонажи могут меняться во время действия друг с другом как, например, в «Чайке» — там нет явных дуэтов. В этом плане театр довольно таки интересен тем, что список тех артистов, которые могут друг с другом танцевать – всегда некий подарок – никто никогда не знает, кто с кем выйдет в паре на сцене. В определенный момент, конечно, артисты подбираются по росту – потому что сейчас есть и маленькие, и высокие балерины. Поэтому в этом плане мне кажется для зрителей это интересно.
В каких балетах вас можно увидеть вместе?
«Зимняя сказка», «Пламя Парижа», «Дон Кихот», «Чайка», «Мастер и Маргарита», «Баядерка», где Кристина танцует Гамзатти, а Никию обычно Катя Крысанова.
Как вы делите работу по дому? Кто готовит? Придерживаетесь ли диеты?
Едим как обычные люди. В балетном зале все калории сжигаются. Что касается быта, Кристина просыпается рано. Мы оба любим готовить, но я это делаю крайне редко. Мы мало времени проводим дома. Почти все время в театре.
Какое ваше любимое блюдо?
У меня две крайности — либо вяленая соленая рыба, либо что-то сладкое. Я люблю простые блюда. Но люблю и японскую кухню.
Кристине хватает времени на быт, дом?
Она – уникальная! Ей хватает времени на все. Если я, например, делаю пять дел, то она может за то же время сделать двадцать пять – приготовить, убрать в доме, погладить, постирать, накраситься, придумать концовку какого-то нашего совместного номера, подумать, что будет на ужин и т.д. Она просто Богиня!
Очень рада за вас. И хочу пожелать, чтобы счастье не покидало Вас и придало бы сил для новых творческих свершений.