Любить – это принимать друг друга целиком. Раздражаться, возможно, злиться иногда, но обожать каждую частичку души и тела близкого человека, потому что ты не можешь представить рядом никого другого. И если такое чудо случилось в жизни, ценить каждое мгновение рядом.
Любить – это доверять друг другу. Даже в самом сложном и тяжелом, иногда – некрасивом и неприятном, потому что близкий человек все равно все почувствует, но будет страдать от непонимания происходящего.
Любить – это принимать совместные решения, а не думать, что ты знаешь лучше, поэтому любимый не должен ничего узнать о причинах твоих действий. Иначе случитсябеда… Как это произошло с героями оперы «Травиата».
Я имела потрясающую возможность пообщаться с исполнительницей главной роли этой оперы удивительно талантливой, яркой и мудрой Назией Аминевой. Это было еще более ценным, потому что именно она открыла мне путь в невероятный мир оперы, который до знакомства с ней казался скучным и серым.
Как Вы пришли в музыкальный мир?
Моя история знакомства с академическим искусством очень интересная. Вообще я не мечтала стать артистом и певицей. Я росла в небольшом городе в окружении природы и хотела стать ветеринаром. Но всё вышло иначе. Когда мне было 6 лет, мы переехали в Петербург. Мой папа — коренной петербуржец, ленинградец. И как истинный житель этого города, он невероятно любил классическую музыку. С малых лет он старался приучить меня к классике, включал тогда еще кассеты, диски, но я очень долго ее не воспринимала.
Однажды папа повел меня на экскурсию по городу. Мы шли мимо старого еще здания консерватории. Там было открыто окно. Была весна – время госэкзаменов. Я услышала, как какая-то девушка поет какую-то арию или романс и сказала папе: «Боже, как красиво. Я тоже так хочу».
В следующий раз он меня отвел на «Травиату». Я смотрела и слушала, не отрываясь, не понимая ничего, но мне было очень интересно. Тогда я впервые попала за кулисы и увидела как творится волшебство. Это меня покорило.
Когда мне исполнилось 9 или 10 лет, папа решил со мной серьезно поговорить. Мы ехали в метро, он посадил меня на колено и сказал: «Ты должна понимать, что если ты прямо сейчас примешь это решение (заниматься классической музыкой и вокалом), назад дороги нет. Если ты принимаешь решение заниматься этим искусством, то это навсегда, на всю жизнь. Ты должна это очень серьезно для себя понять». Я ответила: «Да, папа, я хочу». И все, мы начали этим заниматься основательно.
Я занималась сольфеджио, фортепьяно, вокалом, ходила в хор «Капельки» в Аничковом Дворце. С этого всё началось. Параллельно я занималась дзюдо и тхэквондо. Из-за этого даже бросила музыку, уверенная, что моё будущее в спорте. Но судьба решила иначе и через несколько лет у моего отца, он был врачом, появилась пациентка — педагог по вокалу. Она случайно услышала, как я что-то напевала и настояла на занятиях. Так я снова вернулась в профессию. Но ещё не единожды жизнь будет проверять меня на прочность и я снова попытаюсь оставить музыку. Но, как уже стало понятно, мои попытки не увенчались успехом.
Мои родители – замечательные люди, моя опора. Они меня очень поддерживали. Папа всегда говорил: «Ты будешь оперной примой».
Сначала я очень много лет играла на фортепиано. Мое первое образование инструментальное. Одно время я даже играла в оркестре народных инструментов.Также я окончила факультет «Хоровое дирижирование». Потом я осознанно перешла на вокал. Но все равно я всегда очень хотела именно петь, пела в хоре. Потом совершенно случайно попала к великолепному педагогу Светлане Фоминичне Бугровой, блокаднице, совершенно замечательному человеку. Она научила меня всему. Научила меня именно любить классическую музыку и вокал по-настоящему. В молодости была солисткой тогда еще Кировского театра — невероятная рыжая высокая красавица с зелеными глазами. Она стала для меня не просто педагогом, наставником, но и очень близким другом.
Рассматривали ли Вы другие музыкальные вокальные жанры?
Нет, только академическое искусство. Это невероятное удовольствие петь, потому что работают резонаторы, мышцы, работает всё тело. Когда всё получается как надо — это непередаваемое ощущение восторга. Светлана Фоминична говорила, что когда мы поём, то говорим на одном языке с Богом. Да, это очень тяжело. Потом болит пресс, болят ноги и руки, болит голова, спина, поясница. Все гудит. Но все это компенсируется невероятным удовольствием от пения.
Опера – это старое искусство в хорошем смысле слова, когда есть опыт, мудрость в искусстве. К этому надо готовиться, надо читать, образовываться.
Это искусство будет интересным всегда. Если бы оно не было интересным, столько молодежи не поступало бы в консерватории, не работало бы в театрах. Каждый год из консерватории выпускается 20–25 профессиональных вокалистов, которые осознанно туда пошли.
Есть ли у Вас какие-то самые любимые произведения, партии?
В оперной музыке я люблю абсолютно все. Но больше то, что делает мне вызов для моих умений и внутреннего наполнения.
Как происходит процесс подготовки к своей партии?
Сначала я получаю материал, очень много слушаю, смотрю постановки разных времен: старую, где-то в центре века, самую новую. Желательно с достаточно известными исполнителями, чтобы сравнить и увидеть, как одно и то же произведение меняется на протяжении десятилетий. Даже наша постановка Верди. Это же классическое произведение. А как оно выглядит? Выглядит, как кино. Мы стремились, чтобы это было интересно зрителю.
Опера – это очень тяжелый труд. У нас каждый раз новая музыка, новые слова, особенно в языке, на котором не разговариваешь. И, если на нем не разговариваешь, нужно сначала выучить каждое слово отдельно, сделать подстрочный перевод. А если это клавир в 400-500 страниц, то каждое слово делаешь отдельно. Потом я делаю предложения для того, чтобы я не просто пела какие-то фразы рандомные, а понимала каждое слово, каждый посыл. Я готовлюсь, читаю очень много литературы про композитора, про биографию, почему он это написал, когда он это написал, что у него случилось в жизни, когда он это писал, а потом, конечно же, сюжет. Это огромная работа.
Потом, когда начинаешь вникать в свою роль, в своего героя и проживаешь его жизнь, потом пытаешься донести это до людей.
Я всех своих героинь воспринимаю как отдельных личностей. И с ними, конечно, нужно сначала познакомиться. Потом мне нужно постараться подружиться с ними. А потом уже пригласить их к себе, в себя. Важно найти что-то общее с ней и что-то различное с ней. Тогда мы дружим и можем вместе работать.
Еще Станиславский писал, что работа академического певца самая трудная в классическом искусстве. Мы в себе соединяем несколько профессий: драматического актера, музыканта- певца и обычного музыканта. Мы должны видеть дирижера, слушать оркестр, в котором сидит огромное количество людей. Бывает кто-то что-то не то сыграет, кто-то медленнее, кто-то быстрее, мы должны вовремя сообразить, что происходит. В работе на сцене мы должны помнить драматургию, зачем мы это делаем, цель, помнить о том, что сказал режиссер, работать с партнером. А если партнер забыл слова, или забыл музыку, или забыл вступить? Надо включать мозг и как-то выкручиваться. Спектакль состоит из огромного количества пазлов.
А еще очень важно любить материал и саму музыку.
Самый большой подарок для меня – это когда приходят люди, дети, подростки и говорят: «Боже, мне так понравилось! Я ещё много дней об этом думал».
Как меняется роль со временем?
С каждым спектаклем роль становится больше в теле. Сейчас за неделю я начинаю готовиться, стараюсь больше быть в себе. Меня подкрепляют мои личные истории. Для меня очень много параллелей с историей Виолетты. Например, когда идет дуэт с Жоржем Жермоном, для меня это всегда тяжело, я правда плачу навзрыд, это настоящие слезы, потому что я вспоминаю все, что у меня произошло, и она мне очень близка эта героиня. Сейчас, наверное, все больше вживание друг в друга происходит. Со временем героя чувствуешь больше, тоньше. Это все изнутри идет.
Оперные постановки Музыкального театра им. Шаляпина очень отличаются от постановок более старых театров Санкт-Петербурга. Как Вы думаете, почему?
У нас потрясающий художественный руководитель – Фабио Мастранджело. С ним каждая репетиция, что с фортепиано, что с оркестром, — это невозможное веселье, и рутины там нет никогда, это сплошные анекдоты, веселье, смех. Но при этом мы очень любим музыку, занимаемся этим очень глубоко. Я обожаю заниматься с Фабио, именно когда мы с ним разбираем по кусочкам каждое слово, каждую фразу. Он невероятно умный человек и опытный. С ним очень интересно заниматься. Он столько всего рассказывает.
У нас молодой коллектив. Мы с ребятами сработались, мы все друзья в настоящем смысле слова. Мы отдельно встречаемся и общаемся. Это очень важно. Мы друг друга поддерживаем. Хочется очень вместе с ними работать. Это помогает.
Как сказала режиссер спектакля Наталья Индейкина, мы в хорошем смысле слова сумасшедшие, потому что столько движений делать во время пения – это ненормально, так певцы не делают. Из-за того, что в нас есть этот огонек, мы хотим сделать что-то особенное, мы это понимаем и многим жертвуем: дыханием, иногда тембром голоса. Но для того, чтобы получилось что-то невероятно новое, интересное, яркое, чтобы люди ходили на спектакль, и чтобы их потом это не отпускало несколько дней.
Часто в театрах наступает рутина, когда очень много составов, играют одно и то же произведение на протяжении долгих лет. Уже что-то новое и интересное трудно найти. И я очень надеюсь, что с нашим театром такого не случится. Нет ничего хуже для артиста, чем рутина.
Что бы Вы хотели сказать Вашим искусством?
Я хочу изменить мир. Это моя цель уже очень много лет. Изменить мир искусства, чтобы люди слышали, что я хочу им дать. Чтобы они любили друг друга, любили себя, любили этот мир. Важно абсолютно все, начиная от маленького камушка и заканчивая большими людьми, семьей. Благодаря нашему искусству люди могут все трудности пережить вместе с нами и, может быть, извлечь какой-то урок из этого. И в своей жизни поступить, возможно, как-то иначе.
Назия Аминева не только солирует во всех оперных постановках Музыкального театра им. Шаляпина, она также принимает участие в различных концертах. Совсем недавно она совместно с Тигрием Бажакиным она открыла серию концертов на знаменитом фестивале «Звезды белых ночей».
Это было невероятно. Это был мой дебют на этом фестивале. Мы открывали с Тигрием Бажакиным серию концертов на фестивале. Было очень ответственно. Исполняли безумно красивую музыку. Оркестр играл симфонию Грига, симфонию Франца и отрывки из произведения Эрика Корнгольда «Мертвый город». Музыка волшебная, советую всем послушать. Зал великолепный, я уже не первый раз там пою. Очень благодарю Маэстро Фабио и Юлию Николаевну, которые очень постарались, и мы стали участниками этого фестиваля.
Есть люди, которые несут в себе частичку тепла. Они, как Прометеи, которые дали земле огонь.
Если Вы хотите прикоснуться к волшебству и услышать невероятно живое, эмоциональное и высоко профессиональное исполнение оперных произведений, обязательно стоит прийти на постановку «Травиата», а также на выступления Назии Аминевой на фестивале «Опера всем», где она будет принимать участие в заключительном спектакле «Так поступают все женщины», текст к которому написал Лоренцо да Понти, а музыку В.А. Моцарт. Начало 23 июля в 17.00 на Парадном плацу Екатерининского дворца ГМЗ «Царское село».
Елена Новицкая