Практика проведения Больших гастролей зарекомендовала себя еще во времена отцов – основателей художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко. Большие гастроли стали доброй традицией: на протяжении многих лет МХТ выступает на сцене Большого драматического театра Петербурга.
Этот сезон для МХТ — особенный, юбилейный. В октябре мы отмечали 125-летие со дня основания художественного театра. В этом сезоне было немало премьер: жизнь в театре бурлит, и даже в день открытия гастролей МХТ в театре состоялась премьера спектакля «ДАМАСОБАЧКА» в постановке режиссера Алексея Мизгирева.
На пресс-конференции, состоявшейся в БДТ и предваряющей начало гастролей, на вопросы журналиста и телеведущего Вадима Верника ответил художественный руководитель театра Константин Хабенский.
После небольшого интервью журналисты петербургских изданий задали свои вопросы Константину Юрьевичу.
Добрый день! Я очень рад, что гастроли состоялись, что мы приехали. Насколько я понимаю, нас здесь ждали. Удалось привезти свежую премьеру и еще один спектакль, который удивительным образом пользуется зрительским спросом на протяжении многих лет. Буду рад ответить на вопросы!
Первый спектакль, который так полюбил питерский зритель, это спектакль «Не покидай свою планету» режиссера Виктора Крамера по мотивам повести Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц». Спектаклю много лет, он неоднократно приезжал в Питер. Я знаю, что билеты и в этот раз были практически сразу раскуплены. Как Вам кажется, почему этот спектакль так востребован и почему по-прежнему остается актуальным?
С Виктором Моисеевичем Крамером мы познакомились в театре «Фарсы». Спустя много лет я к нему снова обратился с предложением сделать что-то на основе повести Экзюпери и на основе музыки, которую специально напишут к нашим фантазиям. Это был непростой путь. Мы начали репетировать в тот момент, когда театр «Современник» разбирали на ремонт. Было интересное чувство: репетировать на сцене, которую постепенно разбирают. Потом мы переехали в Питер, репетировали в одном из павильонов Ленфильма, который несколько дней не отапливался, и там не было света. Мы нашли способ там существовать и фантазировать и потом уже выпустили этот спектакль в Зимнем театре (Сочи-ред.) на фестивале Юрия Башмета. Очень долгим был путь, хрупка материя литературы Экзюпери, но время показало, что мы правы в том, что были настойчивы и в том, что продолжали работать, потому что этот спектакль на сегодняшний день, мне кажется, выделяется от всех остальных тем, что открыто говорит о дружбе, о любви, о предательстве, о жизни и о смерти. Мне кажется, Экзюпери именно это имел в виду, когда сочинял эту исповедь. Потом издатели решили, что продаваться книга будет лучше, если это будет детское произведение. Перевели его в ранг сказки и пошли тиражи.
Мне кажется, с Виктором Моисеевичем Крамером мы снова перевернули эту историю в правильном направлении. Спектакль до сих пор пользуется, мне кажется, невероятным спросом, чего, на мой взгляд, спектакль заслуживает. Я счастлив за всех, кто попадет в БДТ на этот спектакль и постараюсь сделать так, чтобы никто не вышел опустошенным или разочарованным.
В МХТ идут еще два спектакля, Виктора Крамера «Враки, или завещание Барона Мюнхгаузена» и «Авлабар, или Новая Ханума». Чем Вам близок творческий почерк этого режиссера?
Мне кажется, мы сразу с Виктором Моисеевичем нашли друг друга с точки зрения очень точного и плотного разговора об актерских делах и с точки зрения хулиганства и парадоксального подхода к разным ситуациям. Спектакль «Враки, или завещание Барона Мюнхгаузена», который мы уже привозили в прошлом году, родился из двух наших пожеланий. Виктор Моисеевич предложил «Мюнхгаузена», а я одновременно предложил «Дон Кихота». Так сросся в едином понимании этот материал. То, что касается «Ханумы», мы хотели сделать какую-то хорошую, легкую музыкальную вещь, узнали о том, что ровно 50 лет назад в БДТ была премьера «Ханумы» и подумали, что неплохо было бы сделать свою версию к 50-летию спектакля. Переписав весь текст и все музыкальные номера, мы выпустили свою премьеру, которая называется «Авлабар — по названию города — или Новая Ханума». Мне кажется, это тоже очень достойная история. И с точки зрения драматургии, и с точки зрения музыки.
Долгие годы Вы сотрудничаете с Юрием Башметом и продолжаете создавать новые и новые проекты. В прошлом сезоне в репертуар МХТ вошел еще один спектакль с камерным ансамблем Башмета «Солисты Москвы». Что Вас привлекает и вдохновляет в этом художнике?
Я скажу очень просто: Юрий Абрамович Башмет – это тот человек, который позволяет мне дружить с ним и позволяет изучать огромный внутренний мир музыканта, человека, творца. Мы что-то вместе придумываем. Последний совместный проект «Истории любви» -это не просто синтез сочинений авторов, которые имеют прямое отношение к художественному театру. Именно под их произведения, их рассказы Кузьмой Бодровым были написаны музыкальные композиции, то есть это оригинальная музыка и авторы, которые имеют отношение к художественному театру. Исполняют их актеры МХТ. Вот такая история получилась, с одной стороны, простая, с другой стороны, иногда зрителю хочется очень простых рассказов о жизни. Те, кто приходит на этот спектакль — а он пользуется очень большим спросом не только в Москве — мне кажется, получают огромное удовольствие и от прекрасной литературы, от замечательной музыки и от восхитительного исполнения нашими артистами.
В Санкт-Петербурге зрители увидят премьеру этого сезона – спектакль «9 ряд. 10, 11 место» режиссера Дениса Азарова, он впервые выезжает на гастроли. Премьера была сыграна 26 октября, постановка сразу вошла в репертуар. Это спектакль об истории художественного театра, о любви к театру, о преданности театру, о служителях театра и о наших зрителях. Почему, на Ваш взгляд, сегодня зрителю в театре интересен разговор о театре? Ведь это не единственный спектакль о театре сейчас в репертуаре МХТ.
Я думаю, потому что там рассказывается о людях, которые есть, были и будут в театре. Людях, которые служат в театре. Они такие же, как и все остальные люди, с такими же проблемами. Я думаю, что эти, очень похожие проблемы связывают артистов со зрителями, которые приходят в зал. Зритель должен узнавать себя, решать какие-то свои важные и мелочные вопросы, которые периодически в жизни возникают. Театр – не исключение. У нас точно такие же проблемы. Поэтому, наверно, этот спектакль интересен простому зрителю. С одной стороны, он, вроде бы, о театре, вроде бы, появляются Станиславский и Немирович-Данченко, режиссеры, билетеры, а с другой стороны, у всех у них человеческие проблемы.
Я добавлю, что служителям театра посвящен еще один спектакль, который идет на Малой сцене, Это «Занавес» в постановке Юрия Квятковского. Это тоже премьера нынешнего сезона, так что театр и зритель в этом смысле объединены очень прочно. Примечательно, что в спектакле «9 ряд. 10,11 место» заняты все поколения артистов художественного театра, от патриархов до студентов школы-студии МХАТ. Как Вам кажется, насколько важно объединять на сцене разные поколения?
Это необходимо, потому что так или иначе, это разная сценическая культура. Если актер продолжает заниматься профессией, то он не стесняется учиться у другого поколения – будь то старшее поколение или младшее. Мне кажется, в нашем спектакле так и происходит, артисты одаривают друг друга энергией, старшие чуть-чуть забирают у молодых, молодые учатся профессии, то есть, происходит нормальный обмен знаниями, энергией.
Для Натальи Максимовны Теняковой эти гастроли особенные. Все мы знаем, что на протяжении многих лет она была примой Большого драматического театра, одной из любимых актрис Товстоногова. Затем Наталья Максимовна уехала в Москву и вот сейчас, в премьерном спектакле художественного театра, в главной роли она возвращается в родные стены. Что для Вас самое дорогое в этой актрисе?
Мы не будем говорить сейчас о таланте, скажем о личных качествах: это очень волевой человек с огромным чувством юмора и самоиронии.
Одна из стратегических задач нашего театра — не дать «золотому эшелону» моих коллег в другой возрастной категории спокойно уйти на пенсию. Поэтому так или иначе, я предлагаю артистам новые работы. Мне кажется, что мои коллеги радуются этому предложению, хватаются за него и делают это с максимально полной отдачей. Если есть какие-то проблемы, связанные со здоровьем, мы корректируем, меняем так, чтобы было удобно, но оставлять в покое наш «золотой эшелон» мы не собираемся.
Как выстраивался репертуар юбилейного сезона? Какие события для Вас особенно важны?
Выстраивался репертуар достаточно сложно, потому что хотелось внести много всего. Но от каких-то позиций пришлось отказаться в силу того, что все сделать невозможно. С нашим аппетитом и фантазией мы просто не умещались в один юбилейный год. Наверное, нужно отметить какие-то новые вещи, которые прозвучали в художественном театре, например, спектакль «Стоики» — это пьеса Дмитрия Данилова, специально написанная для МХТ, мы выпустили его в этом сезоне.
У нас большая дружба с Роскосмосом, не на бумажке, а на деле. С совместными творческими акциями мы были на Байконуре, летали на Восточный к тем людям, которые прославляют нашу страну, изо всех сил держат в рабочем строю военно-космические инструменты. Они тоже нуждаются в том, чтобы к ним приехали, и именно для них актеры сделали какие-то спектакли и выступления.
Мы ввели премии, которых никогда не было в художественном театре – «Премия художественного театра» и «Премия короткого метра». Они разные, с одной стороны, с другой стороны, они направлены на поощрение молодежи. Премии в совершенно различных направлениях: театр, и балет, и опера, и музыка, изобразительное искусство, литература, кино…
С этого года появилась премия под названием номинации «Зачет» — лучшему студенту в школе-студии, они направлены на молодых творцов до 35-ти лет. Очень важно поддерживать молодежь и «высвечивать» тех, кто мощно заявил о себе в прошлом году.
«Премия короткого метра», вручение которой проходит у нас на Малой сцене – это попытка связать молодых кинематографистов, которые только выпустились, с актерами МХТ, для того, чтобы молодые режиссеры знали, что МХТ есть замечательные актеры, а актеры завязывали бы дружбу с режиссерами и сценаристами. То, от чего все театры бежали, я решил сделать наоборот.
Но ведь есть еще насыщенная гастрольная жизнь у театра.
Гастрольная жизнь очень насыщена, она, как вы видите, продолжается. Мы недавно вернулись из Японии. Никто не верил, что это произойдет, но благодаря принимающей стороне, благодаря русско-японской фестивальной кампании и благодаря команде МХТ все состоялось. Это были потрясающие четыре спектакля. Успех отмечают не только наши актеры — мои коллеги, но и принимающая сторона – переводчики, рабочие – неофициальные лица…Я счастлив был услышать, что такого приема и такого ажиотажа, такого внимания к тому, что происходит на сцене, еще не видели. Надеюсь, в следующем году мы сможем привезти в Японию больше спектаклей.
Елена Шарова, «VictoryCon»: Константин Юрьевич, идея поставить спектакль по «Маленькому Принцу» Экзюпери, принадлежит Вам. Почему Вы выбрали жанр моноспектакля?
Это не моноспектакль. Если на сцене я, Башмет, и еще 19 музыкантов – это не моноспектакль. Моноспектаклей не бывает. Потому что всегда есть зритель, с которым ведется диалог.
Беседовал Вадим Верник
Фото — Татьяна Богданова