VictoryCon

Мой сайт
VictoryCon

ЛАРИСА ЛУСТА: «СЕГОДНЯ Я БОЛЬШЕ ФИЛОСОФ»

Встреча с Ларисой Луста была запланирована весной 2023 года, но каждый раз переносилась и откладывалась. Заболевание лошадей Конного театра Ларисы, простуда и форс-мажоры… Мы не теряли надежду встретиться и пообщаться с потрясающей актрисой и певицей. Приглашение в гости не заставило нас долго ждать, и мы помчались в Нестерково, замечательное, удивительно живописное местечко под Гатчиной, где расположился и Конный театр Ларисы Луста.
Беседа в очень уютном, с большой любовью обставленном прекрасном и светлом доме с потрясающим видом на зимний закат продолжалась несколько часов… Этой встречи безусловно стоило дождаться!
Конечно, весь разговор не удалось уместить в один номер, и сегодня мы представляем вам беседу об истории создания, динамичном развитии уникального Конного театра и мироощущении великолепной Ларисы Луста.

В следующем номере мы поделимся с вами рассказом Ларисы о мюзикле «Безымянная звезда», оркестре «Рок-Классика», выпуске нового музыкального альбома и многом другом!

Лариса, Вы удивительно многогранная, невероятно талантливая, восхитительно красивая женщина. Столько успешных проектов в самых разных направлениях! Вы актриса театра и кино, потрясающая вокалистка, телеведущая, продюсер, основатель и хозяйка Конного Театра… Кто Вы сегодня в большей мере, что сейчас является основным направлением?
Я вас, наверное, удивлю ответом…

Сегодня я больше философ. Серьезно(смеется), это не в кавычках. За спиной уже большой опыт, долгая дорога, несмотря на то, что я считаю, что я еще в пути. Очень много планов. Опять же, они разнообразные, касаются разных сфер, и театральной, и музыкальной.
Я родилась в обычной советской семье, училась в советской школе. Моя юность проходила в новой стране, потому что, когда я закончила школу, Советский Союз распался и уже наступило новое время. Потом это «новое время» 90-х сменилось 2000-ми и сегодняшним днем. В каждом десятилетии были свои особенные нюансы. Родилась я в одной стране, а становилась на ноги и искала свой путь – в другой. Это было непросто, потому что в мою детскую голову закладывалось одно, а потом правила стали совсем другими. Что-то мне принимать категорически не хотелось, что-то я до сих пор не приняла. Что-то я приняла и считаю это правильным. Петь я начала одновременно с тем, как начала говорить, но в моей семье нет профессиональных музыкантов, артистов, у нас есть математики, инженеры, военные. Хотя многие прекрасно рисуют, играют на разных музыкальных инструментах, великолепно поют, но это просто хобби. Я первая в семье, кто сделал сцену профессией. Этот путь я проходила самостоятельно, моя семья могла меня только поддерживать, но помочь опытом, контактами, финансами, она мне никак не могла. Все шишки пришлось набивать самостоятельно.
По первому образованию я экономист, позже была Санкт-Петербургская консерватория. Когда я училась в Университете Вознесенского, ФИНЭКе, как его принято называть в Петербурге, и позже в консерватории, очень любила философию, психологию. Мне всегда были интересны те законы, по которым все течет в этом мире, как все связано, как проявляется, как происходит становление человека, как мы проходим свой жизненный путь. И сейчас, имея свой опыт за плечами, мне становится это все более интересным. На сегодняшний день у меня есть третье высшее образование, философское. Более того, я получала его в Индии, а не здесь, в России. Так сложилась жизнь. Моя профессия закинула меня в Индию с концертом, гастролями. Позже меня пригласили на юбилей одного из ведущих духовных университетов Индии, там я окунулась в особую атмосферу, ходила на лекции, это был целый ретрит 10-дневный, где помимо моих выступлений, были лекции и экскурсии. Меня вдруг так это зацепило и привлекло, что я захотела учиться. Мне не отказали.. Это очень много изменило в моей голове, в моем восприятии многих вещей. На сегодняшний день философия занимает большое место в моей жизни.
Сегодня я продолжаю петь, заниматься своим Конным Театром, которым я очень вдохновлена, но философия продолжает меня сильно увлекать. Более того, мне поступил заказ на книгу. Я еще не приступала к ее написанию, нахожусь в шоковом состоянии, потому что для меня это почетно, но это слишком ответственно. И это будет мой первый опыт… Раньше я не писала книги. Пока я взяла тайм-аут, но склоняюсь к тому, что, наверное, рискну.
Думаю, в конечном итоге мы все философы по жизни. Нет такого человека, который бы не переживал, не спотыкался, не пытался бы понять, почему так, а не иначе, почему планировал одно, а получил другое. Осмысливать цепочку каких-то событий и говорить себе: «А! Вот оно, оказывается, как было задумано! Вот, для чего это было мне тогда дано и во что вылилось сегодня». Философия-это мудрость жизни. А мудрость приходит с годами, с опытом.

Долго продолжалось обучение?

Долго. Я и сейчас продолжаю учиться, это бездонный колодец. У меня прошел первый период эйфории, когда мне казалось, что я вообще чуть ли не ясновидящая. Этот конкретный университет специализируется на раджа-йоге. У нас понятие йоги больше ассоциируется с хатха-йогой (совершенство тела), а раджа-йога – это, совершенств ума, она учит медитации, пониманию законов мироздания и себя самого. В какой-то момент происходит мощное расширение сознания. Ты начинаешь видеть больше. Об этом хочется всем рассказать, кажется, что кроме тебя этого никто не знает и не понимает. Летаешь, как ученый, которому наконец пришло озарение, открытие. Сейчас эйфория у меня прошла, и я поняла, как многого еще не знаю, и что чем больше узнаю, тем глубже становится коридор, к тому, что я еще не знаю, как много того, что хочется узнать. Глобальное обучение длилось порядка 10 лет. Сейчас я продолжаю учиться самостоятельно, понимая, какие моменты мне хочется постичь. Что-то я читаю самостоятельно, где-то обращаюсь к более опытным людям, езжу на ретриты, посвященные той или иной теме.

Ваше вдохновение, Конный театр…

Да, вы видите, у меня тут все в лошадях…(улыбается)

В интерьере уютного и очень красивого дома много великолепных картин и фигур, изображающих лошадей.

Я часто слышу от детей и взрослых, что было бы здорово покататься на лошадке, дети хотят свою лошадку… Конечно, лошадка-это очарование, с ней хочется пообщаться, погладить ее, научиться сказать на коне, это изящно, грациозно, маняще. Но как Вы отважились не просто «покататься на лошадке», а создать целый Конный театр? Это требует огромных сил, душевных, физических, материальных затрат… Страшно даже подумать!

Если бы мне кто-то еще лет пять назад сказал, что такая идея возникнет у меня в голове, я бы сказала, что я сумасшедшая, но не настолько (смеется).
Началось все, как Вы говорите: я была маленькой девочкой и хотела лошадку. Всю жизнь лошадь была моей мечтой. В детстве это было невозможно. Иметь в собственности лошадь в Советском Союзе было нельзя, лошади принадлежали только государству. Я родилась в Ленинграде, но мое детство до 16 лет прошло в городе Тихвине, потому что мои родители туда уехали. В 15 лет я переехала вместе с родителями обратно, и уже здесь заканчивала школу. В Тихвине не было лошадей и конных школ. Верховой ездой я занялась уже во взрослом возрасте, когда училась в университете.
Первую свою лошадь я завела в 2010 году. Я осознала, что могу возложить на себя такую ответственность, что у меня хватит времени, денег, сил на то, чтобы купить лошадь и иметь ее в собственности. Я хорошо помню этот год. Моей первой лошадью стал Даймон Джокер, с него все началось. Потом появились маленькие лошадки и загородный дом, в котором мы сейчас находимся. Я стала понимать, что разрываюсь — работа, город, дом, который требует внимания, и еще лошадь в конном клубе. И предложила мужу построить конюшню, куда можно перевезти лошадь, нанять людей, чтобы помогали ухаживать за ней. Это будет очень удобно, я смогу одновременно уделять внимание и дому, и лошади. Я реально в это верила.
Мы построили конюшню на несколько лошадей, с запасом. С этой первой конюшенки началась история конного-спортивного клуба.

Как же из конного клуба возник театр?

В 2020 году наступила пандемия. В этот момент я находилась с гастролями в Индии. Буквально за 2-3 дня до моего отлета домой закрыли границы. Я просидела в Индии с февраля до середины июня. Это было замечательное время, к нам прекрасно относились. Когда я вернулась, уже был локдаун, в городе сидеть не было смысла, кроме того, по прилету я была на карантине и должна была находиться в загородном доме. Меня привезли с мигалками, и я тут осела. На сезон 20-21 года было запланировано очень много зарубежных гастролей. Я этому очень радовалась, все они были очень интересные. Фестиваль Бунина в Ницце, сольные концерты по Германии, тур по двум штатам в Индии. Все было расписано, с маленькими промежутками отдыха в России. Естественно, все отменилось. Сначала я просто отдохнула, потом поняла, что кажется, что время проходит бездарно, неизвестно, сколько будут длиться ограничения. 25-50% зрителей в зале останавливали, потому что покрыть аренду этим количеством зрителей было нельзя, а значит, концерты пока невозможны.
Я подумала, что нужно что-то свое. Села и спросила себя: «Ларочка, что ты любишь и что ты умеешь?» — «Я умею петь, я люблю и хорошо знаю сцену, у меня есть лошади, я люблю лошадей, есть вот это место, которое я тоже люблю». Дальше я спросила себя, как это все можно соединить.
Лошади…Театр…Музыка…Я… Место… Видимо, конный театр…
Я поделилась этой идеей с мужем, он мне сказал, что я сумасшедшая, что он вообще не понимает, как это возможно, кто сюда поедет, как это будет…
Я делилась этой идеей со своими единомышленниками-конниками. Они также, как и я, не понимали, как это будет, кто будут эти люди, кто будет учить лошадей…
Я тоже не понимала, но решила попробовать. Мы провели первую Масленицу. Потом поставили спектакль совместно с нашей Санкт-Петербургской Ледяной фабрикой, с детками-фигуристами. Это был фантастически красивый спектакль «Золушка». Наши лошади еще мало что умели, поэтому нужно было как-то обогатить программу.

Что вдохновило продолжать и развивать этот проект?

Самым главным вдохновляющим моментом стало понимание, что люди не только приезжают, но и остаются в восторге! Люди приезжали настороженные, задавали вопросы. По мере мероприятия они раскрывались, шли в зрительный зал… А выходили уже совершенно другими. Все они становились одного возраста, все они становились детьми. Открытыми, естественными. Многие из них плакали, включая мужчин. Для меня это был сюрприз, потому что грустных спектаклей у нас нет. Все они светлые и жизнеутверждающие, нет ничего драматического, но люди выходили буквально зареванные. Когда я шла на манеж и смотрела в зрительный зал, он у нас все-таки небольшой, видела, что люди плачут. Здесь вдруг какие-то наши зажимы, стресс, усталость, какая-то внутренняя боль, несбывшиеся детские мечты как по волшебству, начинали раскрываться, выходить наружу. Мы слышали в свой адрес столько тепла и благодарности! От детей, от взрослых, от мужчин! Как правило, мужчины на такие мероприятия едут по зову женщины: нужно свозить ребенка, нужно привезти девушку, потому что она любит лошадей…И вдруг мужчины испытывают такой восторг и выражают столько благодарности!
Сейчас у нас огромное количество постоянных зрителей, которые следят за нашей судьбой. Я поняла, что это реально то, что нужно людям, что все соскучились по чему-то живому, настоящему, простому. Здесь не работает интернет и мобильные телефоны. У людей, приезжающих к нам, нет возможности сидеть в телефонах. Они, попадая к нам, оказываются в пространстве, где невозможно засесть в гаджетах, начать постить: «Я тут», сидеть переписываться с кем-то… Они вынуждены посмотреть вокруг себя, увидеть других людей, пообщаться с животными, вынуждены погрузиться в эту атмосферу. И вдруг жизнь перед ними начинает рисовать совсем другие картины, может быть, то, о чем они уже давно забыли, то, чего им не хватало. Здесь как раз происходит раскрытие того, что сидит где-то глубоко в нас, и без чего мы не можем. Мы же все живые. Без ложной скромности говорю: наш театр это все дает. В этом мое самое главное вдохновение: я поняла, что людям не только это интересно, но это очень нужно.

С чем Вы связываете успех в большей степени, яркое, красочное шоу или возможность пообщаться с природой и лошадьми?

Сегодня, сейчас, когда так мало положительных эмоций — это те эмоции, которые так нужны людям. А общение с лошадьми – это отдельная терапия. Не зря есть понятие «иппотерапия», когда лечат лошадьми. Не зря лошадь — это сакральное животное, которое есть во всех священных писаниях любого народа и любых вероисповеданий. К лошади во все времена, во всех цивилизациях, включая наше техническое время, особое отношение. Георгий Победоносец изображается верхом на коне, город наш, Санкт-Петербург украшают лошади: победоносные арки, дворцы, мосты, везде. И в философии лошадь тоже сакральное животное.
Вся история человечества связана с лошадью. Человечество выехало в цивилизацию на спине у лошади. Не было бы лошади-не было бы колеса, не было бы стремян, по-другому шли бы войны, иначе развивался бы прогресс, сельское хозяйство… При соприкосновении с этим животным внутри у нас просыпается память предков.

Для Вас, наверное, общение с лошадьми – не только удовольствие?

Это и колоссальная забота, конечно, это очень тяжело. При нашем низком уровне ветеринарии, при ужасном дефиците настоящих специалистов в этой области, при труднодоступности нормальной ветеринарной помощи (а когда у тебя более 30 разных животных, и они болеют, как и люди, случаются травмы, это живые существа!) все очень тяжело. Когда я оглядываюсь назад и пытаюсь умом все это охватить — останавливаю себя, потому что мне становится жутко страшно, я боюсь, что где-то произойдет замыкание и я не смогу двигаться дальше.

Как Вы в итоге решили вопрос с артистами, которые должны быть и всадниками одновременно?

Это был самый сложный вопрос. Лошади у нас все очень талантливые, многих мы привезли из Европы, кого-то нашли здесь, кто-то родился у нас. Обучить их оказалось не так сложно. Самый сложный вопрос был с людьми.
Многие спортсмены просились ко мне на работу, но говорили: «Я выступать не буду, я не артист, я спортсмен!» А кто будет выступать? Кого я посажу на лошадь?
Цирковые артисты, спортсмены не понимают, что такое конный театр. Они привыкли к своему образу жизни.
Очень трудно было найти нужных специалистов.
В 20-м году мне пришла эта идея в голову, в 21-м я открыла свой театр и в 22-м году, когда я уже медитировала и обращалась к Вселенной с просьбой послать мне помощников, которым было бы не просто интересно работать за зарплату, а которые горели бы театром. Ко мне пришла замечательная девочка, Анна Леушина. Это бывшая спортсменка, кандидат в мастера спорта по троеборью в прошлом. Человек, который ушел из спорта в конное шоу и который очень горит этим делом. До прихода ко мне она работала в лучших мировых конных шоу.
Аня написала мне сама. Я ответила, что мечтала бы сотрудничать, но боюсь, что мы не соответствуем ее уровню, мы только начинающий театр, а она уже профессионал. Но Анна приехала, и мы уже три года вместе работаем. Она блестяще готовит лошадей, помогает мне придумывать конные номера для спектаклей. Это очень большой мой помощник. Постепенно к нам подтягиваются конники, которые тоже хотят работать. Виктория, наш второй берейтор (специалист по обучению лошадей и верховой езде, «объездчик» верховых лошадей — прим. VictoryCon), в Европе она работала ассистентом очень опытного человека, и сейчас она постигает работу артистки у нас в театре. Эти девочки не только здесь работают, но и живут здесь, при театре. Штатные артисты приезжают сюда на репетиции, на контрактной основе.

Сегодня много настоящих профессионалов и специалистов, которые занимаются лошадьми?

К сожалению, тот сильный, блистательный состав спортсменов-конников, который был в Советском Союзе, почти утерян. Конный спорт был почти убит в 90-е годы, как и коневодство в России. Табуны чистокровных, породистых лошадей шли на колбасу. Это было варварство, конечно. Мы потеряли огромное поголовье и специалистов. На сегодня государство какие-то деньги выделяет, но очень маленькие, с моей точки зрения. Во всяком случае, нам государство никак не помогает. А жаль. Спасибо нашим местным властям за то, что они по мере возможности, а их возможности ограничены, нам помогают, спасибо им за это огромное!
Сегодня конный спорт в России в большей степени любительский, держится на фанатиках, энтузиастах и любителях. Это далеко не всегда дети олигархов, несмотря на то, что конный спорт-очень дорогое удовольствие. Это люди, влюбленные в лошадь, которые отказывают себе во всем, чтобы содержать ее и учиться верховой езде.

Есть ли аналоги Конного театра в России?

Конный театр-абсолютно новое явление для нашей страны. Я без ложной скромности могу сказать, что мы один из первых театров, если не первый профессиональный конный театр. Когда я открывалась, пыталась изучить чей-то опыт, и я его не нашла в нашей стране. Я нашла небольшой конный театр в Сочи, тоже созданный своими силами, очень камерный. У меня была другая замашка, я была вдохновлена опытом Бартабаса, это театр «Зингаро», созданный во Франции, в Версале. Мне хотелось настоящего театра, искусства. Были отдельные конники, которые занимались трюками с лошадьми и выступали со своими лошадьми на конных фестивалях и праздниках именно с номерами. Через два года после нас открылся конный театр при Кремлевской школе верховой езды в Москве. Мы очень дружим, нам предлагали сотрудничество, но, к сожалению, со всеми лошадьми я туда уехать не могу, потому что я очень глубоко привязана к этому месту, к Петербургу. Но этот жанр начинает развиваться в России, начало всегда очень сложное.
У Кремлевской школы круглый манеж, как в цирке. У нас манеж прямоугольный, и сцена у нас есть. Такого нет ни у кого. С круглого манежа лошадь никуда не может убежать, если она задурила и понесла-просто будет бегать по кругу. Зритель не сразу поймет, что что-то не так. Пространство небольшое, лошадь сразу заведут за кулисы. А у нас огромный манеж, 21х80м, и лошадь может убежать куда угодно. За кулисы, если ей вздумается, потому что манеж прямоугольный. А мы, в том числе, работаем на свободе, когда лошадь абсолютно «голая», как говорят конники. На ней нет ни уздечек, ни веревочек. Эта лошадь может сделать все, что ей вздумается. Если она решит убежать, то будет искать второй выход, который у нас есть, и она об этом хорошо знает.
Это создает бОльшую сложность, потому что мы обязаны думать о безопасности людей, которые находятся за кулисами.

Как долго ставится спектакль?

Конные спектакли ставятся долго, потому что помимо костюмов и декораций, нужна работа с лошадьми. Нельзя за два дня лошадь чему-то научить. Это определенная нагрузка, нужно готовить постепенно, чтобы животное не перегружалось, не травмировалось, не уставало, и психологически в том числе, чтобы ему это было интересно.

Лошади с удовольствием выходят к зрителям? Им это нравится?

Кони, как люди. Кому как. Есть люди, которых сцена парализует и человек испытывает колоссальный стресс, он не хочет этого, есть люди, которые преодолевают это и учатся общаться с публикой, становятся профессиональными лекторами, артистами. Так и лошади. Есть такие, кто категорически не участвует в конном спектакле. Они участвуют в спортивных соревнованиях, но они не хотят участвовать в шоу. Мы не насилуем, не заставляем.
Есть те, кого мы постепенно приучаем к шоу, а есть те, кто в восторге от выступлений, по-другому бегут, готовятся, выдают больше, чем на репетиции, лошади-артисты! У нас есть парочка таких. Хотя, в свободное время они совсем непростые, темпераментные, непослушные… Как капризные звезды(смеется).

Это обусловлено только характером лошади или бывают другие причины?

Особенность нашего театра еще в том, что мы очень много работаем с жеребцами. Жеребцы-это особые лошади, потому что и более опасные в работе и более сложные. В природе табун состоит из кобыл, жеребят и одного косячного жеребца, который держит этот табун. То есть, это такой гарем. Молодые жеребцы находятся в табуне ровно до того момента, пока они не претендуют на кобыл. После этого жеребец их выгоняет из табуна, они кучкуются, бегают вдали. Многие идут на корм хищникам, а более сильные пытаются отбивать кобыл и создают свои собственные табуны. Лошадь — не домашнее животное. В отличие от собак, лошадь за тысячи лет жизни с человеком так и не стала домашней. Каждая лошадь рождается дикой, каждый жеребенок боится людей, живет своими инстинктами и рефлексами. Нам помогает то, что лошадь-социальное животное и она умеет жить в коллективе. Человек, зная законы табуна, учится находить общий язык с лошадью. Она постепенно принимает человека и считает его членом своего табуна. Дальше нужно выстроить правильные отношения с ней. Если это жеребец, то тебе нужно доказать ему, что ТЫ доминантный жеребец, что он должен тебя слушаться. А это непросто, потому что не каждый человек на это способен. Невозможно изобразить лидера. Лошадь тебя считает сразу, как бы ты не пыжился. Она сразу прочтет, лидер ты на самом деле, или ты им прикидываешься. И если ты прикидываешься, лошадь будет тебе диктовать свои правила. А это очень страшно, потому что, когда полтонны мышц на тебя несутся, скалятся и машут передними ногами — это очень страшно. Характер у человека, который работает с жеребцами, должен быть очень сильным, а сам человек иметь большой опыт и навыки работы с лошадьми. Но при этом лошадь должна получать удовольствие от общения с человеком. Находясь одновременно в одном пространстве, жеребцы всегда конкурируют. Всегда есть ведущий и ведомый, доминантный и подчиненный. Соединить на одном манеже жеребцов, когда они свободны или у тебя только вожжи очень сложно. Поэтому в шоу обычно используют кобыл или меринов. У нас буквально пара кобыл, а остальные жеребцы. Кроме того, в одном спектакле мы используем и жеребцов, и кобыл. А это вообще запредельно. Потому что, видя кобылу, жеребец сразу начинает включать «жеребца». Это создает повышенную опасность, необходимость повышенного контроля за кулисами.

Прошлым летом Вы представили спектакль «Стражи времени». Это не единственный спектакль?

За три года мы поставили несколько спектаклей, среди которых наша традиционная широкая Масленица. Мы ее каждый год обновляем, но это всегда народная тематика, много огня и джигитовки. Среди наших спектаклей была постановка «Золушка», которую мы создали совместно с Ледяной фабрикой. Мы использовали пластиковый искусственный лед. Сейчас мы его не ставим, потому что чисто организационно это очень сложно. Но спектакль был необыкновенно красивый. Спасибо Жанне Овчинниковой, которая работала с фигуристами и занималась постановкой номеров на льду.
После этого два сезона шел спектакль «Конная мистерия», этакий гимн лошади и ее истории.
Летом 23-го года мы показали премьеру «Стражи времени» по ведическим и древнеславянским мифам. Это очень близкая мне тема. Я написала сценарий. Более того, на тот момент я записала альбом мантр на санскрите, где, в том числе, моя музыка звучит в великолепной аранжировке Сергея Аристова, нашего петербургского композитора и аранжировщика. Спектакль прошел очень успешно. В предстоящем сезоне мы снова будем его показывать с конца мая. Но для того, чтобы тем, кто уже видел спектакль, было интересно приехать к нам вновь, мы обязательно выпускаем дополненную, обновленную версию. И, конечно, мы уже думаем о следующем театральном сезоне и новом спектакле.
Кроме спектаклей к нам можно приезжать на экскурсии и фотосессии. У нас много разных животных, многие из которых попали к нам из сложных ситуаций. Но теперь они все часть нашей большой семьи. Мы хотим дать людям возможность живого общения с природой. Потому что наша сила и наши истоки идут из нее.

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вернуться наверх