На бал приглашают… куклы. В начале августа в Севкабель Порту на Васильевском острове состоялась выставка «Летний бал кукол»
История появления кукол, наверное, такая же длинная, как и история человечества. Мы уже не узнаем, кто был тем гением, который, чтобы успокоить чумазое дитя, соорудил из веток и камней подобие мамонта или самого младенца. Достоверно лишь, что первые дошедшие до нас куклы были обнаружены в Египте. Их возраст внушает почтение — 4,5 тысячи лет. А дотошные ученые и вовсе считают, что первые их подобия появились и того раньше: на территории Евразии нашли мелкую антропоморфную пластику, созданную около 40 тысяч лет назад, и признали ее первой куклой.
С тех пор сообщество очаровательных спутников человеческой жизни сильно эволюционировало, приобрело образ и подобие человеческое и поделилось на группы в зависимости от того, какую частичку души вкладывал человек в существо, им сотворенное. Кукла была призвана успокоить раскапризничавшееся дитя, нашептав на ушко теплым летним вечером самые добрые сказки. Оберег преданно хранил смятенную душу от покусившихся на нее темных сил с неведомой нечистой вселенной. Куклы – актеры так же самоотверженно, как и их человеческие подобия выходили на сцену, заставляя сердца зрителей переживать многие печали и радоваться любви и состраданию. Да что говорить, вы и сами до сих пор не расстаетесь с ними, несмотря на возраст, пол и пристрастия – например, усаживая какую-нибудь расписную красавицу на чайник, в котором блаженно настаивается ароматный напиток.
А позже всех появилась самая, наверное, великолепная ее разновидность: авторская, ставшая частью коллекционных кукол. Этой «дочке» достается все самое лучшее: уникальные ткани, затейливые технологии, замысловатые методики. Она рождается на свет один раз – без повторов и копирований, а результат ее появления на свет является предметом гордости и нежного любования какого-нибудь коллекционера, изучения дотошного искусствоведа или жадного интереса продвинутого дизайнера.
В начале августа эти неземные создания со всех концов земли слетелись на бал в Петербург. Строго говоря, это блестящее общество претендовало на нечто большее, нежели только бал: на небольшой территории зала разместилась целая сказочная страна, а, к слову, многочисленные посетители выставки, в основном, давно вышли из того возраста, когда трудно уснуть, не прижав нежно к груди любимого потрепанного мишку или потускневшую «дочку» со свалявшейся прической. Ибо в зале царила та самая красота и изысканность, которую ценишь с годами, осознавая невозможность вернуться в мир, в котором все было возможно, ночами снились разнообразные страны, вещи имели душу и голос, а все живое числилось в самых верных и преданных друзьях.
Открой волшебную дверь, Алиса, и входи!
К слову, Льюис Кэрролл с его невероятной фантазией пришелся ко двору и по сердцу мастерам: множество самых разнообразных Чеширских котов радушно встречали посетителей, а Кролики озабоченно поглядывали на часы, приглашая поторопиться. В Севкабеле расположился рай, способный привести в блаженное состояние любого толкиениста: загадочные существа, определение которым могут, наверное, дать только их создатели, самых разных расцветок, размеров и видов расположились многочисленными группами на столах выставки. Впрочем, думаю, нечто общее было у всех: их объединяла та любовь, с которой они были сделаны, и доброта, с которой их брали в руки трепетные посетители. Ведьма из «Белоснежки» имела вид внимательной заботливой бабушки, да и яблочко, применение которого, как мы помним, имело печальные последствия, выглядело, скорее, как подарок внучке из семейного сада. Пушистые зубастики, разноцветной веселой кучкой столпившиеся на столе, протягивали душевный плакат: «Я свечусь в темноте», хрупкие посланцы небес – ангелы тихо наигрывали на флейте давно забытые мелодии, чутко дремали, улыбаясь своим неведомым, дивно прекрасным снам или расправляли лебединые крылья, готовясь упорхнуть туда, где не место печали и сомнению.
И, конечно, эльфы! Умещающиеся на ладошке трогательные глазастики, проживающие в уютном крошечном домике, полускрытом от любопытных летней терпко пахнущей листвой. Вполне адаптировавшийся к современной суете большого города – в суровых ботинках и бесформенных шароварах вовсе не лесной народец. Горделивое создание, повелевающее зверями и стихиями, погруженное в свой мир – красоты, могущества и фантазии.
Именно такие куклы встречают посетителя у входа на выставку. Их сделала мастерица из Ставрополя Галина Крылова, а утонченная, нежная Красавица и галантное, изысканно одетое Чудовище работы ее дочери – Марии Влазневой помещены на вернисажную афишу. Они настолько захватывают внимание посетителей, что, пока мы разговаривали с Галиной, проходящие, не переставая, фотографировались на их фоне, словно на фоне достопримечательности.
А вот, как ни странно, куклами Галина занимается всего десять лет – срок, в общем-то, очень небольшой, учитывая невероятное мастерство, которое продемонстрировано на выставке. По ее рассказам вывод напрашивается один: чем бы человек ни занимался, если где-то в глубине души созревает робкий росток любви к творчеству, он обязательно прорвется наружу, перевернув и раскрасив жизнь в невероятный цвет. Иначе как объяснить, почему вполне состоявшаяся в жизни многодетная – трое ребятишек – мама с успешным семейным бизнесом — магазины одежды и обуви – решает резко поменять «свой жизненный вектор». «Дети окончили университет, и мне хотелось чего-то другого, — рассказывает она. — Когда мы закрыли свои магазины, все, конечно, были в шоке.
Но все просто: я тогда увидела в интернете куклы. Они были еще примитивными: в основном, текстильными, вместо глаз – точки. И мне захотелось сделать куклу типа Тильды. Сделала. Вроде, получилось, а дальше все пошло само собой. Мы переехали в другой город, одно наложилось на другое, в общем, началась совершенно другая жизнь. Тогда еще не было никакой информации, никаких мастер-классов, мы были те самые «Кулибины» в кукольном мире, которые сами все придумывали. Сейчас, конечно, очень много самых разнообразных данных, можно учиться и не ломать голову».
От текстильных красавиц куклы Галины отличаются как бревно от Буратино. Сейчас она делает больших коллекционных кукол: только в материалах, идущих на их наряды, значится натуральный шелк, антикварное кружево из Франции, Брюсселя – это шедевры ручной работы XIX – начало XX века. Такие куклы не появятся на прилавках магазинов: они живут только в частных коллекциях — в Америке, Саудовской Аравии, Австралии, Европе. «Я этим путешественницам немного завидую, — смеется Галина. — «Лунный эльф», например, уезжает в Австралию».
С первого взгляда кажется, что эльф рождается исключительно в течение не меньше чем года кропотливого труда – без сна и отдыха, настолько тщательно продуманы и проработаны мельчайшие элементы фигуры и одежды.
Ан нет: «Я – трудоголик, работаю без выходных и праздников, сажусь утром и могу до 12 ночи просидеть. Перед выставками вообще сплю по два-три часа. Ну, и на одну куклу уходит минимум два месяца ежедневной работы», — отмечает мастерица. Добавим, два месяца работы и бесконечное количество доброты и любви, которые, конечно же, теплом отдаются в сердцах тех, кто решит поселить это прекрасное создание в своем дому.
«Одна женщина, кстати, не коллекционер приобрела куклу и написала мне: «Галина, я раньше приходила домой и включала телевизор, а сейчас прихожу и смотрю на куклу, — уточняет мастер. — Творчество – это вообще особая сфера жизни. В общем-то, неважно, чем ты занимаешься: вышиваешь картины или вяжешь себе красивые носки. Это ни разу не уход от реальности – это привнесение в реальность чего-то духовного. Сейчас вот подходила пожилая пара, муж с женой, и жена сказала: «Мои-то куклы маленькие, примитивные, не сравнить с вашими…» Я ответила: «Да неважно! Ведь вы получаете удовольствие, когда вы их делаете».
Но, наверное, главное: когда на свет рождается такое создание, мы – уставшие, суетливые, привыкшие смотреть только под ноги и забывшие сказки, начинаем потихоньку верить в то, что все прекрасное еще может произойти, ведь все зависит только от нас. Тем более, куклы Галины не приходят в мир просто так: « Мы всегда делаем какие-то проекты. На одной из выставок, например, у нас была большая деревянная дверь, которая открывалась только тем, кто искренне верит в чудо, — рассказывает она. – У нас сидела сказочная королева при троне, а вокруг стояли эльфы. Было так трогательно, когда рядом стояли детки и просили: «Откройте нам, пожалуйста, эту дверь!» Один эльф – был с волшебной лампой, другой – проводил по невидимой тропинке, еще один – с волшебными ключами, которые открывали эту дверь. У нас сидела фея с золотой книгой самых лучших сказок. Муза играла на лире. Еще одна эльфийка была с крыльями – как символ полета мечты, хранительница небес. Каждый раз мы делаем продолжение этой сказки. Был «Щелкунчик», были Мальвина и Артемон. Была принцесса с метровым драконом и драконы, которые улыбались…»
Брюссельские кружева, скажете вы… Тут себе, любимой как бы выкроить денежку на новую блузку… «А не нужно начинать с дорогих материалов, ведь что-то наверняка будет испорчено и будет жалко. Материальная составляющая присутствует, и от этого никуда не деться, — уточняет Галина. — Но можно проявить выдумку и ткань состарить, например, опустив ее в чай или кофе, можно покрасить. Главное – начать, если того требует душа…»
В самом начале любого дела стоит организатор, а если этот организатор не просто знает суть, но и сам горит тем же, успех обеспечен. На летний бал Петербург пригласила Светлана Пчельникова, известный российский автор кукол, коллекционер и меценат, лауреат Премии правительства РФ в области культуры, вот уже более 20 лет проводящая выставки авторских кукол, а несколько лет — «Балы кукол». «Куклы — это очень опасное и заразное социальное явление, — смеется она.- Когда к нам приходят на выставку, ахают: «Ой, это же невозможно!» А потом через год смотришь, и они – тут! Шляпочки, сумочки, мишки, а потом – коллекционные куклы!»
Кстати, на открытии вернисажа весьма активными посетителями были ребятишки в инвалидных колясках: это тот контингент, к которому Светлана относится с особым уважением – она организатор благотворительного проекта «Парад звёздных кукол — детям», целью которого стал сбор средств в помощь нуждающимся в лечении ребятишкам. О проблемах и боли таких детей Светлана знает не понаслышке: «Я сама пережила эту историю: инвалидную коляску, кровать, в которой провела год. .. Моя мама – из детского дома. У нее кукол не было. В детстве у меня было такое ощущение, что в них играют только феи где-то там, в сказке или принцессы в замке. Мама мне их покупала, и я не могла на них надышаться и не дай бог, поломать! Только сумочку сшить, шляпку… А потом куклы спасли меня, когда я разбилась в аварии.
Мама принесла мне пластилин, чтобы я развивала мелкую моторику. Работала у меня только левая рука, правая висела плетью. Пострадали лопатки, ключицы, был двойной перелом позвоночника. Но не было бы счастья, так несчастье помогло. Как ни странно, это был самый счастливый поворот в моей судьбе. Началась моя новая жизнь. Как говорят, у человека две жизни: первая – до того момента, как он узнает, что жизнь – всего одна. Я каждую секунду была благодарна за то, что дышу, за каждую мелочь.
Как-то все интуитивно получилось: я услышала историю Валентина Дикуля — он тоже был воспитанником детского дома, тоже лежал с ужасными травмами и представлял, как его тело наполняется силой. Мне тогда врачи сказали, что нужны миллионы рублей, сложная операция, титановые штифты. Но мне помогла любовь родных, я представляла, что напрягаю все мышцы, у меня начинают теплеть пальцы…Прошло полгода и мне разрешили первый раз встать с кровати в корсете… А через три года я родила ребенка… Сила мысли реально творит чудеса. Я вижу чудо и счастье везде. Даже если человек тебе неприятен, думай о нем с добром: и тогда он начинает трансформироваться и отвечать тебе тем же. В моем мире живут феи, Дед Мороз и единороги и, конечно, случается множество счастливых историй! Я же реально занимаюсь благотворительностью: оплачиваю операции, продавая кукол.
В нашем объединении — 1600 художников: и на таких выставках не место конкуренции или зависти, все делают одно дело. Сейчас я больше организатор: что умеешь, то и приносит максимальную пользу, то и надо делать. Я умею работать с куклами, но потом поняла, что могу делать людей счастливыми, объединяя их общим делом.
Сама я сначала я делала фарфоровых кукол, но они бьются. Я стала применять особую резину, почти как фарфор, но с заливкой в вакуумную форму. К своим куклам отношусь как к детям: родила и легко отпустила в мир, чтобы кого-то порадовать. Когда я сделал первую куклу, то очень переживала: да как же я ее отдам куда-то! Первые три у меня так и живут. А потом ты понимаешь: это частичка тебя, но это та частичка, которая может принести радость людям.
Самое сложное и самое прекрасное – тот момент, когда кукла оживает: я рисую глаза. Глаза, как совершенно правильно говорят – зеркало души, и это так и есть. В первой своей жизни я коллекционировала иконы. В них для меня главным были не золото и камни, а именно глаза.
И еще: любое свое дело надо приправлять щепоткой любви: хоть ты вещи шьешь, хоть пироги печешь, хоть детей воспитываешь. Тогда все получается. Куклы всегда были оберегами, символами религий, лучшими подругами – конечно, их одушевляли, конечно, у них есть душа! Во что веришь – то и встретишь. Но интуитивно: желудь лежит в темной земле и знает, что чтобы ему стать дубом, надо стремиться к свету. Свет – в душе каждого, надо только найти его. Вот мои мастерицы – они же сочиняют сказки своим куклам, придумывают целые миры, вселенные….»
Стараниями Светланы российскую авторскую куклу по достоинству оценили и в Поднебесной, и не просто оценили, но испытали культурное потрясение.
«В Китае ждали, что мы покажем то, с чем ассоциируют Россию: мишек, матрешек, балалайки. Когда они увидели, что мы им привезли, у них случился шок. Собственно, отношение к куклам у китайцев особое. Если обратиться к легендам, что в ходу по обоим берегам Амура, понятно, что даже свое происхождение китайцы объясняют «по-кукольному». Очень важная богиня, любуясь на свое отражение в воде, перебирала глину, Когда у нее получались фигурки, она подносила их к губам, чтобы получше рассмотреть, ее дыхание входило в фигурки, и они оживали. Вот так до сих пор на свет появляются китайцы».
Древний миф, думается, вполне применим и к удивительному мастерству российских мастериц, наполняющих свои создания теплой энергетикой, трепетной любовью и добрым светом своих сердец.
Факты
Светлана Пчельникова стала лауреатом премии Правительства РФ в области культуры за выдающуюся программу — восстановление коллекции игрушек семьи русского императора Николая II для музея «Царское село». Коллекция создавалась по крупицам, из антикварных кукол, их запчастей, иной раз с самого нуля. Кроме того, были сделаны копии известных мемориальных кукол и игрушек, находящихся в действующих музеях. Проводились консультации со специалистами по тканям, знатоками и коллекционерами предметов того времени.
Сейчас Светлана проводит более 12 «Балов кукол» в год по всей России и в Китае, а также занимается организацией в нашей стране кукольного искусства. Ее девиз: «Делай, а я тебе помогу!». Балы с успехом проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Самаре, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Благовещенске и китайском Хейхэ, а в этом году присоединится Казань. В северной столице мероприятия проводятся с 2023 года, выставка в августе — уже четвёртая. Они оказались столь востребованными у петербуржцев, жителей Ленинградской области и туристов, что организаторы решили провести также выставку в ноябре, а на будущий год запланировали еще три.
В Санкт-Петербург на бал приехали более 200 авторов из России и других стран мира: посетителей ждали более тысячи эксклюзивных экспонатов.