Российский певец, театральный актёр, телеведущий, легендарный фронтмен музыкальной поп-группы «Hi-Fi», МИТЯ ФОМИН представляет адаптированный под гастроли концерт «Артист».
Этот шоу-концерт был сыгран впервые к юбилею артиста в начале года в Vegas City Hall и так понравился зрителям, что было принято решение подарить этому проекту долгую и
насыщенную жизнь.
В преддверии заключительного концерта гастрольного тура шоу «Артист», который пройдет 8 декабря в концертном клубе Jagger города Петербурга, нам удалось поговорить с Митей о секретах успеха, творческом пути, музыкальных предпочтениях, взгляде на искусство и, конечно, о предстоящих гастролях!
Митя, вся Ваша профессиональная жизнь, с самого ее становления посвящена искусству и шоу-бизнесу. Приходилось ли когда-то сожалеть об этом выборе?
Это то, о чем я мечтал в детстве. О чем думал каждый день, даже когда казалось, что это невозможно. И я отношусь к своей истории как к большому подарку судьбы, большой удаче. Я никогда не жалел о том, что стал артистом, потому что эта уверенность в правильности пути всегда была где-то внутри. У меня так совпало, и в этом отношении я действительно счастливый человек! С большой благодарностью отношусь к тому, как строится моя жизнь. И к людям, которые меня сопровождают на этом пути, людям, которые доверились мне и увидели интересного для себя персонажа.
За годы вращения в шоу-бизнесе пришлось ли расстаться с какими-то иллюзиями об этой стезе?
Первая часть моего пути — в группе — была вообще, как в многолетнем захватывающем телесериале. Мы объединились, выпустили песню и уехали на гастроли на 10 лет. Это было время безудержного и бесконечного куража, я по-настоящему наслаждался всем, что со мной происходит. Моя мечта сбылась! В этом некая прелесть продюсерских коллективов — ты ездишь на гастроли, много выступаешь, купаешься во внимании. Да, ты запредельно много работаешь, но, когда ты молод, это тоже в кайф. И ты не думаешь о том, какую песню выпускать, как ее продвигать, где снимать клипы, с кем из индустрии важно поддерживать отношения, как продавать свои концерты — для всего этого есть продюсеры.
Если мы говорим об иллюзиях, наверно, их я отбросил, когда ушел из группы, и с определенного момента стал отвечать за себя сам. Вот здесь оказалось, что у меня нет репертуара, что все решения принимаю теперь только я сам, что несу за них ответственность тоже я сам, только от меня зависит, будет ли мой проект самоокупаемым и прибыльным. И здесь для меня было много неожиданностей. Но постепенно, набивая шишки, понял, как все устроено.
Хотя некоторые иллюзии продолжают разбиваться до сих пор (улыбается).
Какие качества характера обязательно должны присутствовать в человеке, который желает добиться успеха?
Определенно нужна уверенность в том, что этот успех возможен, и он точно ждет тебя на каком-то отрезке пути. Если пока нет уверенности, достаточно просто веры. Это то, что всегда мотивировало меня двигаться к цели. Ведь я стал артистом довольно поздно — мне было уже 25 лет, у меня был долгий путь, но я никогда не сомневался, что он верный. Единственное, мне всегда не давало покоя, что я двигаюсь медленно, что надо быстрее, надо делать больше.
Второе — это гигантское трудолюбие. Вот прямо не жалея себя. Системный труд обязательно принесет результат, иначе не может быть.
Ну и третье, если вы человек творческой профессии, ищите свою индивидуальность. Только с ней вы сможете стать действительно интересным другим. В этом настоящая ценность любого творчества.
Сложнее добиться успеха или удержать его?
И то, и другое не просто. На каждом этапе свои вызовы, проходя которые ты становишься сильнее. В первом случае главное — не сдаваться, во втором — выдержать, если реальность перестала соответствовать ожиданиям. В обеих ситуациях нужны мужество и мудрость.
Как Вам кажется, что сейчас происходит в мире российского шоу-бизнеса? Почему так часто зрители возвращаются к проектам 90-х?
Мне кажется, сейчас остро не хватает ярких индивидуальностей. Неважно, касается ли это музыки или моды, нам хочется видеть яркие, нестандартные, смелые идеи. Однако соцсети и массовый контент унифицирует формы и креатив. Все снимают тренды, делают каверы, постоянно апеллируют к 90-м или нулевым, ведь ничего своего создать не могут. Свое создать гораздо сложнее, чем интерпретировать уже ставшее популярным. Сыграть на ностальгии о чем-то знакомом проще, чем увлечь новой идеей. В итоге я смотрю на «модную» одежду и понимаю, что мы это уже носили 20-30 лет назад. Слушаю музыку и понимаю, что я это уже слышал в гораздо лучшем исполнении.
По большому счету сегодня все повторяют друг за другом. А в массе создающих плюс-минус одно и тоже очень сложно выделиться.
Поэтому мой совет — ищите свой путь. Ищите, чем вы отличаетесь от других, в чем вы более смелые, в чем вы предлагаете нестандартные решения. Верьте в идею, защищайте ее, презентуйте ее, будьте последовательны — и вас заметят. Сначала вы станете нишевым, приобретете круг поклонников, потом он будет нарастать, о вас заговорят. Но главное — у вас будет оригинальная индивидуальная основа, на которую вы всегда сможете опереться. И это не кавер или ремейк.
Кто из артистов на нашей эстраде Вам сегодня интересен, как слушателю и зрителю?
Мне нравятся яркие герои, даже персонажи, смелые, привлекающие внимание, вызывающие обсуждения, к которым публика неравнодушна. Я не буду называть современных молодых исполнителей, потому что о ком-то скажу, кого-то забуду, и это будет несправедливо. Но если мы говорим о моих любимых артистах, то это, безусловно, Жанна Агузарова в ее сольном творчестве и группа «Браво» в то время, когда она была ее солисткой.
Помогает ли Вам музыка справляться с трудностями и переживать непростые моменты в жизни?
С самого раннего детства она — часть моей жизни, я слушаю ее в самых разных состояниях и настроениях, без нее я не мыслю, не вижу себя, да и зачем, ведь музыка действительно является огромным подспорьем в самые разные периоды.
Какую музыку Вы слушаете для себя?
Все мы родом из детства, и, в основном, я слушаю ту музыку, которую полюбил в детстве.
Музыку невозможно переиграть или сделать более практичной, это не компьютер. Она либо заходит в сердце, либо нет. Вы не можете сказать, что средневековая хуже, чем то, что сейчас делает искусственный интеллект — это просто два абсолютно разных качества. В итоге вы не сможете «переплюнуть» то, что было создано до вас. Прошу прощения за этот глагол, но он как нельзя лучше характеризует степень амбиций любого музыканта, ведь «плюнуть» в вечность мечтает каждый, оставив запоминающееся музыкальное произведение.
Я слушаю все то, что было создано до нас и немного опережало время — список большой. Мои интересы колеблются от радио «Культура» и «Орфей» до Like FM и Studio 21. Я пользуюсь следующим принципом — шазамлю понравившиеся мне треки, искусственный интеллект подсказывает похожие треки под мои интересы. При этом «Алиса» или другие электронные платформы подсказывают мне сами, если у понравившихся мне исполнителей вышли новые альбомы, и вуаля — коллекция пополняется. Очень удобно.
Какой период Вашей творческой жизни сегодня является для Вас самым радостным и ярким?
Я не хочу сравнивать и анализировать. Мое кредо — наслаждаться сегодняшним днем и верить, что лучшее ждет тебя впереди. Так и для этого вопроса это будет справедливо: я проживаю одних из самых ярких периодов в творческой жизни, многие вещи переосмысливаю и понимаю, что имею на это право. При этом верю, что самый счастливый эпизод еще ждет меня впереди.
Есть ли какая – то награда, этап, ступень, которые Вам особенно дороги?
Не хочется прозвучать как-то наивно, но, мне кажется, для любого артиста самое дорогое — это внимание зрителя. Это то, чем нужно дорожить, и то, что держит тебя на уровне. Мне повезло, я всю жизнь купаюсь в таком внимании. Даже в самые тихие, скромные артистические времена у меня всегда рядом были люди, я имею в виду своих поклонников, которые переживали все со мной, радовались любым моим успехам и никогда не оставляли без внимания. Я, в свою очередь, стараюсь быть открытым в ответ. Было бы странно, если бы было иначе. Ведь артист работает и живет для зрителя и вместе со зрителем.
О чем сегодня важно говорить со зрителем? Чего, на Ваш взгляд, сегодня не хватает людям? Несет ли искусство некую воспитательную функцию, как Вам кажется?
Мне кажется, людям всегда важно, чтобы говорили о них самих. Им нравятся песни, в которых они узнают себя. Нравятся фильмы, герои которых переживают похожие ситуации, как и у них в жизни. Сейчас это особенно ощутимо, потому что сейчас тренд на сближение, открытость, искренность. Я не отрицаю того, чтобы искусство несло воспитательную функцию, но все же его главная роль — вдохновлять. Своим примером побуждать на определенные мысли или действия, когда ты чувствуешь, что хотел передать художник, когда понимаешь его, принимаешь и потом что-то меняется в твоей жизни. После живого концерта на «Авторадио» пару дней назад девушка пришла домой и написала свои собственные стихи, говорит — вы вдохновили. Вот для чего искусство.
Как менялся зритель за эти годы?
Как и я (смеется). С одной стороны — кардинально. С другой, посмотришь — а он все такой же. Но зритель точно стал более требовательным, более искушенным, более проницательным, более чувствительным к фальши и неискренности. Он многое видел, многое знает, сегодня у него в альтернативе сотни способов провести досуг, кроме как сходить к тебе на концерт. За зрителя сегодня нужно бороться.
О мечтах, конечно, громко не говорят, но, возможно, Вы поделитесь, о чем сегодня Ваши мечты, какие еще вершины остались непокоренными?
Сняться в кино. И полететь в космос.
Фаина Раневская говорила о том, что однажды сядет в кресло-качалку, первые месяцы будет просто сидеть, а потом начнет раскачиваться… Возникает ли иногда такое желание или без движения жить невозможно?
Никогда (смеется). Я очень стремительный, беспокойный, абсолютно уверенный в том, что жизнь — это движение. Поэтому все, где нет скорости, действия, для меня — замирание, и оно губительно. Хотя с возрастом я начинаю понимать, что минуты покоя тоже очень ценны и иногда необходимы, что определенным вещам нужно дать время и просто их дождаться, но где-то просто сидеть я точно не буду. Я в следующую же минуту начну раскачивать лодку.
Митя, Петербург с нетерпением ждет Ваш концерт, который состоится 8 декабря. Что это будет за программа? Чем порадуете Петербург, расскажите, пожалуйста!
Честно говоря, такого открытого афишного концерта в Петербурге не было очень много лет. Необъяснимый феномен, но почему-то вот так. Поэтому я с особым предвкушением жду приезда в Петербург — ведь это один из первых городов моего юбилейного тура «Артист».
Везем с командой новую программу, которую до этого уже представили в Москве к моему 50-летию в этом году. Несколько месяцев подготовки, более 100 человек работали над этим проектом, сценические костюмы шили российские дизайнеры со всей страны от Крыма до Екатеринбурга, живой звук, новый состав музыкантов.
Одно дело — представить результат своей работы и собрать аншлаг, как случилось у нас в Москве. Совсем другое — адаптировать программу таким образом, чтобы ее могли увидеть в других городах. Этому мы тоже посвятили несколько месяцев, и вот теперь везем все самое лучшее в Петербург. Я вас очень жду 8 декабря в концертном клубе Jagger. Билеты уже в продаже: бронируйте танцпол, чтобы быть ближе, или занимайте места за столиками с компанией близких людей. Но будьте готовы, отсиживаться не получится. Энергии обещаю столько, что ноги сами понесут вас танцевать.
Виктория Кучма