VictoryCon

Мой сайт
VictoryCon

«Что за прелесть эти сказки!» В Театре имени Ф. Шаляпина состоялась премьера семейного мюзикла «Вымыслы»

Быть может, первое самое теплое воспоминание детства – ласковые руки мамы, поправляющей сбившееся одеяло, глухой шелест спутанной листвы  засыпающих деревьев за летним окном, любимый голос, следуя за которым мы попадали в зачарованное тридесятое царство, где жили-поживали могучие богатыри, неземной прелести красавицы, говорящие щуки, исполняющие любое желание… Там жили чудеса, и все было таким возможным и реальным, стоило только найти дорогу из желтого кирпича и верных друзей, готовых идти на бой с коварными визирями с хитрым прищуром восточных глаз и с немытыми волшебницами, тающими от тазика с простой водой.

А ведь все охотно и добровольно поддавались очарованию и магии невиданных чудес, обещанных дивными сказками детства. И даже великие поэты исключением не были: наверняка у каждого была своя Арина Родионовна, просто не каждый сохранил в душе нежное воспоминание и не воскликнул, влекомый проснувшимся  в душе ребенком: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма. Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!». А именно так писал Пушкин брату Лёвушке осенью 1824 года из Михайловского. Вечерами постаревшая няня восполняла, по словам поэта, недостатки его воспитания, но, скажем прямо, под обаяние так называемого устного народного творчества подпали именно в то время многие достойные люди. Мода или нет – а надо ли гадать, коль скоро ныне мы не мыслим детства без трех девиц, прядущих под окном, загадочного Лукоморья, зловещего бородатого карлика Черномора, заводного Балды, обманувшего самого черта – опозоренного и совсем нестрашного.  
Сказки Пушкина увидели свет в 1830-34 годах. Тогда же Гоголь пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки». Жуковский, вступивший в состязание с Пушкиным, в августе 1831 года создает «Сказку о царе Берендее» и «Сказку о спящей царевне». Ершов пишет своего «Конька-горбунка». А в 1832 году выходит сборник Владимира Даля «Русские сказки…», небольшой тираж которого был арестован «за насмешки над правительством, жалобы на горестное положение солдата и за простой слог, вполне приспособленный для низших классов». Один из уцелевших экземпляров Даль подарил Пушкину.


И вот с тех пор, в течение чуть менее двухсот лет волшебства, что  творил великий поэт своим дивным пером, не дают покоя художникам и артистам, режиссерам и композиторам, музыкантам и певцам. Не избежал этого и Театр имени Ф. Шаляпина (Мюзик-Холл) да и повод в этом году случился самый подходящий: 225-летие со дня рождения нашего «литературного всего». Впрочем, история спектакля «Вымыслы» началась аж четыре года тому назад, что неудивительно: на то он Пушкин – когда и что не поставь, все к месту, все актуально. С идеей объединить в одну музыкальную канву три сказки великого поэта режиссер Илья Архипов обратился к директору театра Юлии Стрижак, был прекрасно понят и обласкан доверием. «Сказки легко и приятно читать, что понятно — пушкинский слог. Но прямо скажем, это — не детские сказки, хотя их полюбит и ребенок, – отметила Юлия Николаевна на пресс-конференции, посвященной премьере. —  Малыш, конечно, увидит там что-то свое – волшебство, сказочных героев. А вот взрослый – вполне серьезные смыслы. Мне очень приятно, что в очередной раз театр обращается именно к серьезному первоисточнику. Талант таких людей как Илья Архипов, композитор Александр Богачев расцветает, опираясь на серьезную литературу.

Пушкин – это наш канон, его знают и любят все: если у вас подавленное настроение, обращайтесь к философской поэзии Пушкина, если это любовь, то по его стихам можно изучать «науку страсти нежной»…  Прошло так много времени, но он остается современным автором.  Большую часть жизни поэт прожил в Петербурге, и мы ходим по тем же улицам, по которым ходил он, открываем двери тех же домов, в которых он бывал… Его слава при жизни была большой, но гений не настолько очевиден, мы вновь и вновь открываем его для себя…»

Итак, что тоже можно отнести к неслучайному совпадению, в первый день лета, в день защиты детей музыкальным приношением поэту стала премьера спектакля «Вымыслы», но не надо вспоминать знаменитое и, в общем-то, подходящее пленительному обману театрального действа: «Над вымыслом слезами обольюсь». Это те чарующие вымыслы, что заставят детей поверить в то, что все возможно, и в кружеве серебристой морской пены может приплыть волшебная золотая рыбка, а где-то далеко за горами стоит таинственный шатер невероятной красоты Шамаханской царицы, которая может прийти во сне и заколдовать доверчивую душу. Ну, а взрослым дана возможность призадуматься над давно известным, но, как всегда, полузабытым постулатом: «Бойтесь своих желаний…» Словом, если вы  придете на  спектакль всей семьей, то впечатлений хватит всем и надолго.

Три чудесные сказки великого поэта «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о золотом петушке» сплелись в одно невероятное зрелище с невероятными перевоплощениями и возможностью побывать на задорной ярмарке, окунуться в омут, где обитают довольно неопрятного вида, глуповатые морские бесы, узнать  историю старика и старухи, живущих у самого синего моря, разгадать тайны Шамаханской царицы и Золотого петушка.

Как это можно сделать за один вечер? – можно, если за дело берется верный последователь Александра Сергеевича Илья Архипов, к слову, уделяющий огромное внимание деталям. В его спектаклях нет ничего случайного: все работает на суть, смысл, вымысел. «Важная задача для любой постановки —  как в небольшом пространстве показать такое большое количество мест действия? – рассказал он. —  Основной элемент декораций – это портал в виде буквы П. И первое, что приходит на ум, это, конечно П – Пушкин, а далее – свобода фантазии: песни, потеха, правда, приветствие, поклон. Испытывая большое уважение к Пушкину, мы, естественно, огромное значение придаем именно слову и буквам. Спектакль рождается согласно алгоритму: от буквы – слово, от слова – фраза, от фразы —  мысль. Мы все соучастники и единомышленники: Вы – зрители, Мы – артисты и Слы- мы слышим друг друга.

Все, что мы хотим показать, исполнено  в минималистичном решении, но при этом  мы используем огромное количество элементов – трон, корабли, строим целое маленькое государство, чтобы сказки были богатыми, потому что пушкинские произведения – именно богатые: на сюжет, на разные дополнения, сюжетные повороты, мелочи, которые очень важны.

Мы стараемся это не упустить и придаем большое значение не только хореографии, но и костюмам – их больше 120.  Каждый – это авторски проработанное изделие.

Наш спектакль – это венок из вымыслов, это сказки, которые вплетены друг в друга за счет персонажей. Каждый герой – персонализирован, у него есть своя история.  У сказки о старике и старухе появляется предыстория, мы увидим их молодыми, в тот день, когда они познакомились, после которого  прошло 30 лет и три года как они вместе. И это счастливая жизнь: ведь возлюбленный приносил своей избраннице красивые камешки, ракушки, она вплетала их в свои костюмы, косы, ей хотелось быть краше и лучше. Поэтому, получив возможность, она  уже просит и избу, и дворянство. Внутри нее это всегда было. А старик идет к золотой рыбке не потому что боится старухи — он ее очень сильно любит. И понимает, что нет лучшего способа сделать ее еще более счастливой. Страшно, когда ты что-то имел и потерял, но мы приспосабливаемся к потере. Но вот когда ты имел все в краткий момент жизни и враз все потерял, то этот момент остается для тебя страшным наказанием. Однако есть спасение – это любовь старика, который не оставил свою старуху на берегу огромного моря, оно символизирует их бесконечную любовь.

Вообще, эти три сказки были выбраны неслучайно, все они сплетены, все происходит в едином пространстве. «Балда» заканчивается свадьбой, потом из этой истории выплывает рассказ о старике и старухе, а «Золотой петушок» покажет нам царство, в котором все это происходит. В сказках ясно читается посыл – бойтесь своих желаний и мне кажется, что если бы сам Александр Сергеевич собирал свои сказки, то эти три он поместил бы рядом. Но еще — в них есть то, что мне было очень важно показать: в них есть любовь».

Итак, добро пожаловать на шумную ярмарку, где себе на голову недалекий Поп, за спиной которого крутится и подначивает «серый кардинал» —  зловредная Попадья, нанял расторопного Балду за три щелчка. Самую короткую сказку Пушкина высоко оценил Гоголь: «Одна сказка даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая». Действо бойко несется в игривом ритме да так, что ни лохматый Старший бес, ни задорный Бесенок и опомнится не успеют, как добры молодцы и красны девицы порадуются за шустрого Балду, и оброк собравшего, и Поповну очаровавшего, и Попа успевшего наказать за излишнюю скупость. Словом, все как в сказке…Или в жизни…

Зрителям соскучиться не дали: все возможно в театре – ахнуть не успеешь, как прошло тридцать лет и три года, а с разудалой ярмарки тихая тропка ведет на берег самого синего моря, где  в невод Старику попалась дивная Золотая рыбка. Самое время оценить эстетику спектакля, в котором цветастый многоголосый калейдоскоп народного гуляния сменяется уединенной безмятежной бухтой, где живут – поживают Старик со Старухой (Николай Зверев/Мария Малькова) – словно добрые духи молчаливого непритязательного жилища, где только шум волн нарушал ленивую ласковую тишину. Пока не озарила неторопливый быт своим магическим сиянием неосторожная волшебница Рыбка, взбаламутившая скромное течение жизни обитателей избушки. Отмечу блестящую игру Марии Елизаровой, за недолгое время пребывания на сцене создавшей невероятно таинственный, манящий облик подводной чародейки, необыкновенно пластичной, схожей с гибкой волной, завораживающе парящей над пустынными прибрежными отмелями. Золотая рыбка в ее исполнении кажется, скорее, не скромной обитательницей морских глубин, но прекрасной сиреной с дивным голосом, увлекающей слабые людские сердца на опасный путь приключений и риска.

«Сказка о золотом петушке» замыкает золотую серию чудесных историй сочиненных Александром Сергеевичем – и завершает спектакль. Существует весьма компетентное мнение Анны Ахматовой о первоисточнике, которым пользовался Пушкин, а именно о новелле «Легенды об арабском звездочёте» Вашингтона Ирвинга, а также ссылка на фольклор коптов, сохранённый в арабском историческом сборнике, который был переведён Пьером Ватье по рукописи из собрания кардинала Мазарини, переписанной аж в 1584 году. Пряным ароматом Востока пронизана и сама постановка «Петушка». Это практически самостоятельный мюзикл, отметил Илья Архипов: стоит выделить вполне соответствующую магии арабских ночей музыку молодого композитора Александра Сергеевича Богачева (и вновь случайно ли совпадение?)

Сказка поставлена необыкновенно красиво, и это совсем не та веселая  лубочная яркая красота, от которой пестрит в глазах, но утонченное терпкое изящество таинственной страны, где в тени душных ночей рождаются пророческие страстные видения, будоражащие кровь  стариков и не дающие спать молодым. Так приснилась несравненная Шамаханская царица (Наталья Диевская) уж совсем было отрешившемуся от мирских страстей добродушному Дадону, нежно обжившему было пышное царское ложе – отметим игру Артема Яковлева, хорошо известного завсегдатаям театра как талантливого исполнителя ролей заводных, проворных героев. Это первая его возрастная роль и, надо сказать, Артем справился с ней блестяще: не надобен даже грим, так убедителен его покряхтывающий, ласково обнимающий подушку царь, как от мерзких мух отмахивающийся от надоедливых соседей, всенепременно желающих потревожить его сладкий покой. Но как же меняется его царское обличие под чарами обольстительной Шамаханской искусительницы, затягивающей неразумного в плен своих неотразимых чар!

Все дышит волшебством и магией жаркого Востока, музыка сказки словно на волнах качает убаюканного зрителя и – царя Дадона, заслушавшегося Мудреца с невероятным завораживающим голосом Александра Саванца. Ну, а благодарному зрителю остается только повторить за великим поэтом и лукавым сказочником: «Сказка ложь, да в ней намек.
Добрым молодцам урок».

Фото — Евгений Пронин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вернуться наверх