Валерий, в какой момент своей жизни Вы осознали, что именно с музыкой будет связана Ваша дальнейшая жизнь?
Всегда было неосознанное стремление к музыке: любовь играть на инструменте, созидать, дарить гармонию своим друзьям, людям, которые находятся рядом.
А вот уже лет в 17-18, я увидел, что музыка – это профессия, труд, работа, определенный уклад жизни, определенный график, какие-то жизненные приоритеты, здесь нужна дисциплина. Без дисциплины толку будет мало.
Родители Вас поддержали?
Мама поддерживает морально прежде всего. Она сама по себе любит музыку, смотрит много концертов, у нас всегда в доме были виниловые пластинки и сейчас есть коллекция. Музыка достаточно активно звучала в доме. Мне она всегда нравилась. С юных лет моя кроватка стояла рядом с музыкальным центром, включались пластинки, старые, советские. Они построены на шикарной оркестровой музыке. Там были какие-то рассказы, мультфильмы и прочее. Это все связано с очень богатым, хорошим музыкальным решением и оформлением, если посмотреть на пластинки. На них я рос, я слушал, вслушивался в эту музыку, в эту совершенно удивительную звуковую палитру, которая меня окружала с юных лет.
Когда мама увидела, что я тянусь к музыке, мне была куплена первая гитара, хорошая, классическая. Ее было не просто купить в советское время, но у меня она уже была. Потом мама увидела, что я тянусь к современным звучаниям и помогла мне приобрести электрогитару. Она с пониманием относилась к этому. Не мешала, но и в музыкальную школу не отдавала. Просто наблюдала, смотрела, где нужно поддерживала, направляла.
Одно время у меня было желание продать все гитары, вообще забросить это дело. Хотелось пробовать разное, был определенный кризис. Мама сказала: «Ни в коем случае, я тебе не позволю гитары продавать, пускай они дома будут, пускай подождут. Пережди этот период и все наладится.» Так что, поддержка, прежде всего моральная, была у родителей.
Музыке Вы учились самостоятельно?
Музыке я по сей день учусь. Существует некая хаотичность, импульсивность и спонтанность, она осталась со мной с юности. Многие произведения и идеи приходят неожиданно, на каком-то интуитивном уровне и не имеют под собой базы или школы. Моя музыка базируется на чем-то другом. На природных вещах, космических, интуитивных, построенных не по законам музыки, а по законам эмоции и интуиции. Она, как природа, вот как дерево растет — точно также произрастают многие идеи и музыкальные произведения. По крайней мере, в моем творчестве это так. Это и плохо, и хорошо, это и помогает, и мешает одновременно, но такой я.
Ваша музыка построена на эмоциях, на чувствах. Что Вас вдохновляет?
Прежде всего это мир, который меня окружает. Он очень многообразный, я вижу в нем много красоты, изящества, интересности, сложностей, неоднозначностей, двойственность. Я вижу, что мир двоякий, он черный и белый, теплый и холодный, добрый и злой. Моя чувствительность позволяет мне в подробностях рассмотреть все, что меня окружает, это вдохновляет прежде всего.
Вдохновляют люди, которые меня окружают. Иногда со знаком плюс, иногда со знаком минус, потому что человек – очень странное существо. Он может быть высоким, возвышенным, может быть очень низменным и очень необычным. Человеческая сущность тоже может вдохновлять. Ну, конечно, книги, фильмы, интересные творческие артефакты, которые присутствуют вокруг нас.
Вы считаете, что музыка самодостаточна, или иногда хочется дополнить ее словами?
Нет, словами точно не хочется. Я могу рассказать историю без всяких слов, и это хорошо. Более того, язык ограничивает, а в инструментальной музыке нет языкового барьера, она не имеет никаких препятствий. Ее можно рассказать, можно понять, о чем собственно рассказ. Как минимум, минор, мажор, какие-то нейтральные оттенки и нюансы в музыкальном рассказе совершенно очевидны. Поэтому, слов не нужно. Максимум, где могут быть слова, это в названии композиции, произведения, альбома, концертной программы. Дальше у каждого слушателя возникают свои ассоциации. Одна и та же композиция может рождать совершенно разные образы. Периодически, когда мы выкладываем новую композицию, еще без названия, я спрашиваю: «Какие ассоциации она у вас вызывает, друзья?» Возникает такой фейерверк разных совершенно эмоций! А иногда бывает четко сфокусированная композиция, и всем понятно, о чем она, это тоже удивительно. Каждый человек уникален, по-своему слушает, чувствует музыку. Это интересно.
Со своими слушателями Вы общаетесь только в зале?
Словами точно не общаюсь. Мы выходим на сцену и шаманим два часа без всяких слов, никто ничего не говорит, нет конферансье, ничего. Выходим мы, музыканты и звуком, светом, музыкой, мизансценами всевозможными, идеями первого, второго, третьего плана, можно так сказать, только волшебным звуком рассказываем наш рассказ. А вот уже в интервью могу что-то рассказать, и то чуть-чуть, потому что объяснить весь мой мир музыкальный, я все равно в словах не смогу. Это очень большой и объемный пласт, о нем сложно говорить. Поэтому надо слушать, слышать, и если вы можете расслышать, честь и хвала вам, моим любимым слушателям и зрителям.
А обратную связь Вы чувствуете энергетически?
Чувствую энергетически, конечно. Я ее чувствую в зале, чувствую посредством всяких цифровых технологий, интернета, всевозможных сервисов, социальных сетей…. Обратная связь есть, я понимаю, что мы делаем, насколько мы интересны, где мы ошибаемся, где мы идем по правильному пути, все это я стараюсь наблюдать. Но, по большому счету, глобально на меня это не влияет. В любом случае, у меня есть внутренний курс, цель своя, видение, как хотелось бы рассказать этому миру о том, что есть божественный, великий язык, под названием Музыка.
Кто Ваши слушатели? Есть какой-то определенный портрет Вашего слушателя?
Конечно. Это умные люди, умеющие критически мыслить, спокойные, умиротворенные, уже знающие что-то в жизни. Они уже поняли, что духовная жизнь, мощнее, приоритетнее, чем материальная, однозначно. Люди, которые пришли к инструментальной музыке, прошли какую-то эволюцию музыкальную, они попробовали разное, и поняли, что тут нет лишних слов, лишних четких образов, которые превращаются в слова. Можно рассказать о любви, о грусти с помощью музыки, без слов. Случайных зрителей у нас нет, и это ценно для меня втройне. Я их очень люблю, ценю, и очень уважительно к ним отношусь. Особенно для меня дороги дети. Люди, которые только-только прикасаются к миру музыки, к миру гитары, к миру звука. От таких зрителей совершенно особое ощущение.
Есть ли у Вас какие-то ритуалы и традиции перед выходом на сцену?
Лишний раз задать себе вопрос – Зачем и для чего все это, что этому предшествовало, какая работа, насколько мы все слаженны. Просто успокоиться, и некую медитацию пройти, может быть молитвенную, внутри себя. Вздохнуть, настроить себя на позитивный лад, убрать стресс и мандраж, который, конечно же, присутствует, особенно первые 5 минут начала концерта.
Зарождение первого звука, тишина, настрой, который удается создать прямо перед началом концерта — это особенный ритуал. Мы уже много лет на сцене, и, конечно же, я отношусь к этому очень трепетно. Энергетика мощнейшая в первые пять минут начала концерта, когда многотысячный зал пришел, и начинает звучать просто музыка.
Для себя какую музыку Вы слушаете?
Слушаю разное. Я вообще, анализирую, смотрю, изучаю, что происходит в мире, в музыкальной индустрии, в культуре, куда вообще движется мир музыки. Что происходит с музыкой новой, молодежной, что происходит с музыкой инструментальной, академической, симфонической, электронной, рок, традиционные жанры, все это мне интересно. И в дозированном формате я это изучаю. Сейчас информации любой много- это видео, клипы, программы, передачи, политика. Поэтому убирать лишнюю информацию, музыкальную в том числе, очень важно. Вообще, фильтровать информацию очень важно для меня, поэтому я дозированно работаю в интернете, я очень оберегаю свою психику, свой слух и сознание от всего того большого, цветного, непонятного, что на нас льется тоннами каждый день. Я ценю свое время, но на музыку выделяю. Я приверженец традиционного, консервативного подхода к музыке, к звуку. Это, прежде всего, красивая мелодия, качественная запись, качественное исполнение, традиционные, правильные базисные вещи, на которых построена музыка и звукозапись. Я люблю эту старую школу, 80-х – 90-х годов, правильной по звуку, по производству музыки, по сочинению, по ее оформлению. Так что, база у меня все-таки та, настоящая. Сейчас изменился подход к производству музыки, у каждого второго есть компьютер, айфон, на которых, в принципе, можно делать музыку. На коленке можно создавать очень даже неплохие музыкальные образцы. Но, вместе с тем, традиционное музыкальное производство: хорошая студия, умение работать со звуком, умение играть на инструментах, командное творчество, это в приоритете.
Как Вы считаете, с приходом возможности цифровой музыки, которую можно делать «на коленке», сейчас в России музыка развивается или деградирует?
Она развивается, просто делает это по разным спиралям. Ее стало много разной, понятное дело, что где-то есть четкое упадничество, где-то музыка идет в упадок, примитивизм, минимализм, это не хорошо и не плохо, это просто факт. Среди всего этого большого объема музыки, есть совершенно удивительные образцы умения петь, играть, что-то создавать. Есть много второсортного. Здесь очень важно фильтровать весь тот поток информации, про который я раньше говорил и выбирать реальную жемчужину, это самое сложное. Мы находимся в таком потоке информации, что часто, мы просто пропускаем яркое, интересно, порой гениальное.
Мир в сложной ситуации, потому что, повторюсь, мы находимся в океане разных, бурных информационных потоков, и порой, она заводит человека в тупик, и человек сам теряется. Это непросто, но надо что-то делать, самый лучший способ – это окружать себя умными, достойными, самодостаточными людьми, которые что-то в мире сделали, чего-то добились, профессионалы. С такими людьми желательно общаться и окружать себя такими людьми. Учителями, хорошими, яркими людьми себя окружать, это я просто даю некий совет уважаемым Вашим читателям, и, вообще, людям, которые хотят найти себя в жизни. Друзья, по возможности, окружайте себя интересными людьми.
Вы и музыкант, и продюсер своего проекта. Как Вы считаете, это сложно или наоборот помогает увидеть картину в полном объеме?
Это не сложно, это интересно, я бы так сказал. В какой-то степени, это, конечно, вынужденная задача, потому что институт продюсирования в России, особенно в области инструментальной музыки, очень слаб. Здесь надо обладать многими знаниями, умениями, и плюс еще понимать нашу удивительную страну – Россию, которая настолько многонациональна! Присутствуют совершенно разные культурные коды, национальные, языковые. Я уже не беру весь мир, хотя нашу музыку слушают в 190 странах мира, мы сейчас проанализировали YouTube статистику, и оказалось, что нас слушают и любят практически на всем земном шаре.
Продюсер – это человек, который должен понимать это, широко смотреть, имел обширный кругозор и мог соединить, порой, практически несоединимое. Таких людей не так много. Я на себя взвалил эту задачу, но у меня еще есть команда замечательных ребят, которые помогают с концертами, юридическим сопровождением, интернет продвижением. Мы бы хотели выйти на более серьезный уровень, для этого нужна дальнейшая командная работа. У нас открыты двери специалистам совершенно разного уровня и разных профилей. Я всегда с радостью готов сотрудничать, и взять на работу хорошего специалиста той или иной области. Это может быть видеосъемка, интернет продвижение, таргетированная реклама или какие-то еще сферы и направления, которые интересны, и с которыми можно соединить этот удивительный жанр, под названием инструментальная музыка. Но, в любом случае, мне этим интересно заниматься, это дает передышку в композиторской работе, я могу переключиться на какие-то маркетинговые стратегии, и менеджмент, связанный с музыкой. Рождаются определенные идеи, мы их обсуждаем, что-то воплощаем, насколько получается.
Верно ли будет сказать, что для Вас творчество – это возможность самовыражение, нежели какое-то стремление к славе
Ни первое, ни второе. Это в какой-то степени миссия служения людям. Помочь людям увидеть красоту и прекрасное в музыке, в мелодии. Это стоит на первом месте, а все остальное уже производные от него. Узнаваемость, какие-то плюшки финансовые, все это уже потом идет, и об этом я меньше всего думаю.
Главное – подарить этот удивительный мир звуков, гармонии, оттенков, которые я вижу и слышу. Хочется прежде всего показать красоту музыки миру, рассказать о ней, подарить, поделиться, и при том, взамен ничего не ждешь, потому что сам этот процесс уже делает меня счастливым.
Всегда ли после концерта есть абсолютное ощущение, что тебя услышали?
Даже не так, ощущение что ты все выплеснул, отдал. А вот уже услышали или нет — не думаю про это. Наверняка услышали, потому что есть аплодисменты, есть какая-то эмоциональная отдача от зала, я это слышу. Но когда я ухожу за кулисы, ощущение такое, опустошенности, но приятной. Словно ты вылил все, что у тебя было. Весь этот кувшин, который ты наполнял определенное время, ты его просто расплескал таким благодатным светом и звуком. Здесь очень много всего соединяется, ощущение отдачи есть. Зрители, которые приходят на концерт, начинают слушать, вслушиваться, они останавливают ход времени, и фактически, они в этот момент просто отматывают его назад. Они молодеют, они ощущают совершенно другое пространство, они окунаются и в будущее, и в прошлое, и в настоящее. Но это надо слышать, надо впустить в себя, довериться артисту. Вот как раз есть слушатели, которые нам доверяют и доверяются. И это такой ритуал очень, в какой-то степени, благостный, по-доброму магический. Я его очень ценю и очень ощущаю, для меня очень дорого это состояние, именно живого настоящего концерта.
Вы уже упоминали в беседе, что сейчас огромный поток музыки и музыкантов, которые хотят показать себя. Вы как музыкант и как продюсер, что бы могли посоветовать музыкантам, которые мечтают, чтобы их услышали? Это вообще реально в сегодняшних условиях?
Конечно, реально. Только, опять же, вопрос в приоритетах и в том, что должно стоять на первом месте. Если стоит слава, деньги и признание, то это ошибочно, здесь можно закопаться, потому что это будет мешать. Вообще, человек, который творит, должен понимать: Что ты творишь? Что ты поешь? Что ты играешь? Зачем и для чего? Можно сказать – хочу заработать много денег, буду делать то, что делают все. Ты уже проиграл. Потому что, пока ты делаешь то, что делают все, кто находится в хит-парадах и трендах, ты уже отстаешь от них. Ты уже будешь их копировать, будешь отставать, они будут дальше создавать что-то новое, ты будешь за ними плестись.
Если же ты хочешь помочь человеку увидеть духовную составляющую, нематериальную, если ты хочешь показать божественную структуру нашей жизни, потому что именно так наша жизнь устроена, и если по закону добра и любви начинать действовать и творить, то тут уже результат будет возможно быстрее и, возможно, интереснее и ярче. Но, все равно, никто не даст никаких гарантий, потому что это служение, это труд, самопожертвование, это большая внутренняя работа.
Музыка во многом — это труд и путь воина. Нужно научиться смотреть за внешним миром, объединять людей, по-доброму смотреть. Это тоже искусство. Уметь соединить всех, подружить, со всеми наладить взаимоотношение, потому что музыка – это коллективная работа. Получается, что у человека должны появляться совершенно немузыкальные качества. Терпимость, трудолюбие, умение себя во многом ограничивать, радостное отношение ко всему, жить по законам «Да», а не по законам «Нет», принятие любой жизненной ситуации, как урока. И только такие люди, начинают проявляться, потом уже и в творчестве. И здесь важна емкость самой личности. Если разобрать, случайных людей на творческом, музыкальном, политическом, культурном, бизнес Олимпе – нет. Все люди достигли этого совершенно заслуженно. Случайных героев нет.
Что бы хотелось пожелать людям, зрителям, читателям?
Прежде всего, чтобы вы были добрые в мыслях, в делах, в поступках. Чтобы по-доброму относились к миру, благостными делами занимались. Служение очень важно, просто служить, без всяких каких-то благодарностей, просто отдавать. Заботиться, просто так, не ставить никаких целей, корыстных рамок. И тогда, все это к тебе возвращается зеркально, космически, в стократ. На самом деле, очень простые вещи, они были определены еще много тысяч лет назад, в святых писаниях. И эта божественная природа нам лишний раз дает возможность вспомнить, кто мы, для чего мы пришли на эту землю, какая у нас задача и цель. А цель – приблизиться к этому удивительному загадочному миру, который имеет божественную природу. Попав в этот мир и живя земной жизнью, попытаться понять ее, за этот маленький промежуток, который нам дан. Тратить это мгновение на борьбу, на заработки, на какую-то материальную вещь – совершенно пусто.
Такие у меня пожелания.