Вера Прадченко:
«Надо заниматься тем, что ты любишь»
Из врачей – в бизнес? Почему бы и нет, если ты веришь в свою мечту, четко видишь цель, не боишься рисковать, и не сомневаешься в успехе.
Возможно, именно эти качества помогли Вере Прадченко, владелице, основателю и генеральному директору сервиса доставки «Важная рыба» в том, чтобы ее детище действительно заняло достойное место, и было на слуху у любителей японской кухни.
А может быть, ее пример воодушевит и вас?
Существует стереотип: бизнес – не женское дело. Не страшно ли было бросать престижную и прибыльную работу стоматологом?
Такой стереотип действительно существует, хотя сейчас он уже не так актуален и все больше уходит из нашей жизни. Изначально его, конечно же, придумали мужчины, потому что издавна считалось, что женщина должна только рожать детей, заниматься домом и вообще не лезть в мужские дела. Но все меняется, меняется мир, хотя все же и остается миром мужчин.
Однако все больше женщин начинает занимать руководящие должности, и становятся при этом успешнее, чем мужчины. Вообще мне кажется, что мужчины этот стереотип создали, потому что понимали: женщина – достаточно сильный соперник.
Ныне женщины успешно строят свой бизнес, и я — тому пример.
Конечно, мне страшно было бросать работу стоматолога, но страшно именно потому, что таким было общественное мнение. Однако судьба сложилась удачно: я таки попала в бизнес и поняла, что стоматология – это не мое.
Я много занималась саморазвитием, меняла себя, воспитывала уверенность в себе, перестала слушать мнение других и стала автором своей жизни и судьбы. В какой-то момент мне стало не страшно, и я поменяла свою жизнь полностью.
Почему из всех областей бизнеса вы выбрали именно японскую кухню?
Мой партнер и бывший супруг всегда любил поесть, а в тот момент нам показалось, что японская кухня достаточно популярна. Мы выбирали между пиццей и суши, тем более, пицца и сейчас на первом месте по популярности, но тогда мы не нашли подходящего, достаточно большого помещения под пиццу, но нашли помещение именно под суши.
Мы проанализировали рынок, оценили конкурентов, поняли, что суши популярны — как и по сей день, кстати. Эта востребованность, к слову, еще не достигла пика: многие люди только узнают о суши, только начинают пробовать, для кого-то они вообще — праздничная еда. А для кого-то, как и для меня, они — еда повседневная. Многие к тому же не хотят тратить время на готовку и переходят на доставку.
Чем «Важная рыба» отличается от подобных компаний, которых в городе очень много?
Прежде всего, своими принципами. Мы работаем по стратегии «голубого океана» при том, что доставка суши базируется на стратегии «алого океана» («голубой океан» — это новый рынок не существовавшего ранее спроса при практическом отсутствии конкурентов. «Алый океан» — малоприбыльный рынок с множеством конкурентов – авт.). Компаний по доставке много, и они ведут конкурентную борьбу. Мы ее не ведем, ушли немного в другую нишу: у нас в приоритете – высокое качество и построена целая система проверки, в работе которой я участвую я сама.
Второе отличие – уникальные вкусовые сочетания: мы придумываем разнообразные соусы, есть блюда достаточно простые, а есть авторские – от шефа.
Третье – сервис. В компании работает очень крутой персонал, существует целый отдел обучения, а в этом году планируем создать центр. Мы не просто принимаем сотрудников, но обучаем их, помогаем адаптироваться. Чем меньше текучка, тем выше качество работы. Есть служба заботы, которая решает любой вопрос клиента. Мне кажется, они могут ответить на все, даже если это не касается суши.
Четвертое – это скорость доставки при достаточно высокой сложности кухни: 50-60 минут.
Кто придумал забавное название «Важная рыба»?
Название придумало маркетинговое агентство. Для этого мы их и нанимали. Название мы не меняем, а логотип модернизируем постоянно, чтобы идти в ногу со временем.
Думаю, название выбрано очень подходящее, я сама считаю себя «важной рыбой», меня даже многие так и называют. Так что оно тоже пришло не просто так.
Главные принципы бизнеса, которыми вы руководствуетесь?
Принципы, которыми я руководствуюсь и по которым подбираю команду, схожи.
Первое – надо заниматься тем, что ты любишь, потому что сложно сделать дело прибыльным, если у тебя не лежит душа к тому, что ты делаешь.
Во главу угла, при этом, я ставлю, прежде всего, честность: честность с сотрудниками, честность с партнерами, честность с клиентами.
Я и в команду выбираю людей, которые фанатеют от того дела, которым занимаюсь я, гордятся своей работой, люблю людей заинтересованных, а не тех, кто пришел просто заработать денег. Для меня важна также скорость, способность сделать дело в любой момент.
Следующий принцип – делегирование и доверие. Когда- то было время – и через это проходят все руководители и предприниматели – когда я не доверяла своей команде, думая, что я сделаю лучше, что команда не справится, что я не смогу ей объяснить, чего я хочу. Но большой бизнес невозможно строить в одиночку. Сотрудники будут и могут ошибаться. Надо учиться принимать эти ошибки, как свои, потому что как глава компании я несу ответственность за всех.
Еще один принцип – планирование. Сейчас мы все просчитываем наперед, визуализируем, выстраиваем.
Следующее — открытость: я рассказываю своей команде, какие у нас планы, к чему надо стремиться, это воодушевляет людей. Одно дело – когда ты держишь все в голове, другое – когда это знает твоя команда.
Еще один принцип – это тотальная ответственность, большие амбиции, вера в успех. Если человек способен взять ответственность за свою компанию, значит, способен отвечать и за себя, за свою жизнь. А без амбиций невозможно построить что-то большое. Вера в успех, наверное, вообще должна быть на первом месте.
Успех зависит от каждого в команде: если один допустит ошибку, отвечают все. Наша работа — это командная работа.
Почему к доставке присоединилась сеть ресторанов?
У меня давно была мечта открыть ресторан, потому что при доставке мы не общаемся с клиентами, а мне хотелось создать атмосферу дома, в который пришли гости. Как-то попалось подходящее помещение, и мы открыли ресторан. Ресторан, по сути – лицо нашего бренда.
У нас есть два таких «лица», в процессе – строительство третьего ресторана. Мы хотим, чтобы наши клиенты не только заказывали доставку, но и смогли прийти и посмотреть, как все это делается.
Рестораны оформлены в разных модных стилях, чтобы там было приятно находиться. Мы сделали открытую кухню за стеклом: можно посмотреть, какие у нас продукты, какие повара. Прочувствовать саму атмосферу «Важной рыбы» легко — придя в ресторан. Мы хотим, чтобы клиент был уверен в том, что при доставке все готовится в тех же условиях.
В этом году компании исполняется десять лет. В чем причина такого долголетия?
Наверное, в том, что мы начинали с перфекционистского подхода: хотели сделать продукт, лучший в Питере, такой, который запомнится клиенту, и он захочет прийти еще раз. И за эти 10 лет мы не изменили такого отношения к бизнесу.
С октября у нас появилась акция «Вкусно или бесплатно», но, по сути, мы работали так всегда. Я ходила по другим ресторанам, оценивала их сервис, наблюдала за тем, как ведут себя официанты, как подают блюда. Если сервис крутой, то, в том случае, если человеку что-то не нравится, ему меняют блюдо. Я поняла, что хочу работать с клиентами именно так.
Интересно, что когда мы вводили акцию, кто-то говорил: «А вы не думаете, что все клиенты будут возвращать блюда и говорить, что это невкусно». Но внутреннее чутье мне подсказывало, что нет, к нам такие люди не приходят. Да, процент жалоб увеличился, но очень незначительно. Ведь даже сейчас, когда исчезли многие продукты, мы сохраняем качество, где-то даже понижая себестоимость.
Любая претензия расценивалась мной не как отрицательная, как обидная. Я принимала ее как информацию, которую можно взять в работу и которая идет нам на пользу. Я учу сотрудников тому, что мы должны услышать мнение клиента, если хотим, чтобы он с нами остался. Мы должны подумать, в чем наша ошибка, и не расценивать жалобу как необъективную, ведь то, что нормально для нас, может быть ненормальным для клиента, у которого, быть может, просто в этот день было плохое настроение.
Кстати, многие даже не осознают, что немало зависит от эмоций, с которыми готовит повар, отдает заказ курьер. Я хочу создать такую атмосферу, такой коллектив, в котором будет все делаться с положительными эмоциями.
Оглядываясь назад, на 10 лет, что хотели бы сделать не так, каких ошибок избежать, какие успехи отметить?
Я не считаю ошибками все, что было сделано в жизни. Это был опыт, а каждый опыт, даже негативный, несет в себе положительный момент.
Успехи, которые я хотела бы отметить? Да каждый открытый филиал — это успех. Хорошие выручки, достаточно хорошая работа в кризис — это тоже успех. Для меня праздник – просто прийти в офис и увидеть сотрудников, съездить в какой-либо филиал. Я благодарю себя и всех, что моя жизнь так складывается.
Как удается успешно работать в период санкций?
У нас отличный отдел закупок, который всегда находит нужных поставщиков, замену продуктам. Всегда можно найти альтернативу.
Как возникла идея создания клуба «Пятый элемент», кто члены клуба, ваши цели и занятия?
Я давно подумывала о создании женского клуба, но только подумывала. Мне хотелось, создать команду единомышленников, которые будут общаться, встречаться друг с другом, организовывать мастер-классы, лекции. После 24 февраля у всех началась паника и растерянность, в том числе и у меня. С неделю я восстанавливалась и принимала ситуацию, было страшно, но потом предложила: а давайте соберемся, как-то поддержим друг друга, пообщаемся, посоветуемся. Я собрала 200 человек.
Так и появился клуб, которому скоро исполняется год. В прошлом году у меня много сил отнимала «Важная рыба», надо было принимать много антикризисных решений. Сейчас появилась сильная команда, и мы планируем развиваться дальше.
Члены клуба – либо предприниматели, либо руководители, либо фрилансеры, которые хотят совершенствоваться во всех сферах. В первую очередь для нас важно общение, в том числе и вне клуба. У нас можно легко заводить новые бизнес-партнерства, но в первую очередь наша задача — это общение: ведь мы взрослеем, меняемся, а бывает, когда ты растешь, твое окружение не растет вместе с тобой. Наш клуб – это идеальное место, чтобы найти себе друзей, находящихся на другом уровне, людей, которые хотят стать лучше.
Моя цель – создать огромнейший клуб, в который я вложу свою энергию.
Задача клуба – сделать так, чтобы каждая наша девушка была счастлива. А счастливой можно быть только тогда, когда ты всесторонне развита во всем.
Есть ли желание создать другой бизнес-проект в совершенно иной сфере?
Да, есть, конечно. У меня много идей, просто не пришло их время, раз они не реализовались. Но я не очень люблю рассказывать про неосуществленные идеи, открою все, когда начну.
Вы сказали, что надо не бояться рисковать. А как просчитать, чтобы риск закончился удачей?
Просчитать, закончится ли риск удачей или нет, невозможно. Хотя я бы сказала так: если риск заканчивается неудачей, то он перерастает в опыт — вот я рискнул, ошибся, а что же я сделал не так. Надо попробовать еще раз и что-то поменять. У меня ведь тоже не всегда все удачно. Например, клуб развивается не так легко, как хотелось бы. Это неудача? – Нет. Результат твоего риска – это просто опыт. В любом случае. Но не надо бояться рисковать только в том случае, если вы этого хотите. Все люди разные, для кого-то риск – это кайф, для кого-то нужна спокойная жизнь. Каждому свое.
На сайте – рецепты разных блюд от «Важной рыбы». Откуда их берете?
— Эта идея пришла, скорее всего, от коммерческого отдела. Но наши соусы – это секрет. А в рецептах нет ничего особенного. Почему нет, если человек захочет попробовать сделать ролл сам. У нас, кстати, есть для этого набор «Скрути сам». Как по мне, это все же разово: для интереса. Круче все же заказать, все равно не получится так, как тебе привезут из ресторана. Ведь всегда важно, кто и как это делает. «Важная рыба» все делает с ответственностью, с амбициями и с верой в успех.
Что говорят о вас ваши клиенты, есть ли обратная связь?
У нас есть служба заботы, которая ответит клиенту на любой вопрос в любое время. Сейчас это отдельный отдел, входящий в клиентский сервис, раньше такими вопросами, в том числе, занимался колл-центр. У нас много каналов – это все соцсети, сайт, телефонная линия.
Процент жалоб, как я говорила, небольшой. Большинство наших клиентов — постоянные. Вообще обратная связь, это, как правило, жалобы: ведь если все хорошо и вкусно, то все воспринимается как норма, так, как должно быть, А когда плохо – это ненормально. Такова человеческая природа. Но пишут и такое: «Я помню ваш гастроном на Проспекте Просвещения», а это было почти 10 лет тому назад. Мы нравимся клиентам, стараемся прислушиваться к ним, не теряем в качестве, делаем все, чтобы становиться лучше. Клиенты тоже это замечают. И остаются с нами.
Елена Шарова