Искусство, рожденное болью и любовью

18 января исполняется 82 года со дня прорыва блокадного кольца, а 27 января — 81 лет со дня полного освобождения Ленинграда от 900-дневной осады. К этой дате приурочено открытие выставки «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается» в Большом зале Союза художников Петербурга (улица Большая Морская, 38).

Экспозиция включает в себя более 200 работ: живопись, скульптуру, графику, художественную фотографию, декоративно-прикладное искусство, керамику, искусство театральных художников и художников-иконописцев, публикации искусствоведов, монументальное искусство и реставрацию. Но, в каком бы жанре не были выполнены экспонаты, главное, что их объединяет – чувство неутихающей боли, острое сопереживание тем, кто выживал в смертельном кольце блокады, горькая скорбь по тем, кто навеки остался там, в ледяном, голодном городе. И безграничная благодарность за великий урок тем, кто выжил, выстоял и не согнулся, сохранив человеческое достоинство и благородство.


«Сложность в подготовке экспозиции заключалась в том, что необходимо было отобрать наиболее профессиональные работы, — отметил председатель правления СПбСХ Андрей Базанов. – Все-таки молодежь имеет менее четкое представление об этой странице нашей истории, она, скорее, фантазирует на тему. Но это обычная работа выставкома. Тем не менее, любой художник, когда ему дают определенную задачу, должен проникнуться ею: он сидит в библиотеке, изучает документы. Кроме того, когда идешь по коридорам Академии, видишь портреты преподавателей, профессоров, которые воевали или пережили блокаду. В экспозиции, например, есть очень профессиональная работа художницы 2001 года рождения – человек думал, погружался в ту атмосферу – так что «лиру есть, кому передать».
Особое место на выставке отведено мемориальной инсталляции, в которой представлены немногочисленные и очень ценные работы художника-графика, иллюстратора Георгия Фитингофа. Практически в каждой семье был книга Жюля Верна «Таинственный остров» с его иллюстрациями. Георгий Петрович был одним из тех, кто не только пережил блокаду, но и продолжал работать в невыносимых условиях осажденного города: руки в перчатках с трудом держали кисти, замерзавшие краски приходилось отогревать дыханием, но на свет появлялись великолепные полотна. Он был одним из участников легендарной выставки, открывшейся 2 января 1942 года в промерзшем, с разбитыми взрывной волной стеклами Выставочном зале. Несмотря на холод, каждый день ее посещали не менее 15 -18 человек – самый вдохновенный город на земле, невзирая ни на что, жил ощущением прекрасного и творил.

«Для этой экспозиции мне удалось собрать всего девять работ Фитингофа, представленных широкой публике впервые, — уточнил искусствовед Владимир Васильев. – Но зато в ней есть два бесценных автопортрета: довоенный и написанный в блокадном Ленинграде. Здесь есть мои любимые буксиры на набережной моего родного Васильевского острова. Две работы будут переданы в Центральный государственный архив литературы и искусства на вечное хранение».
Владимир Вячеславович также презентовал чудом сохранившийся экземпляр проекта мемориала «Героям прорыва блокады» архитектора Виктора Твелькмейера, с 1944 года бывшего ректором Академии художеств. Предположительно проект был создан уже в 1945 году. Лист был куплен на аукционе – рваный, без полей. Реставраторы провели огромную работу по тонированию, отмыли его от грязи. «Я надеюсь, что этот мемориал будет построен, а не просто останется на листе», — отметил Владимир Васильев.

Постоянным участником выставкома и выставки является блокадник, народный художник РФ Всеволод Петров-Маслаков. В нынешней экспозиции представлены три его новые работы. В апреле этого года Всеволоду Михайловичу исполняется 95 лет, но, несмотря на годы, его полотна отличает необыкновенная проникновенность, высочайший профессионализм и глубокая духовность, дающие ему силы вновь и вновь возвращаться в страшные дни блокады, когда он был еще подростком и – самоотверженным защитником родного города.

«Очень хочется еще много чего сказать. Иногда я вижу во сне выставку и – замечательные картины и вдруг понимаю, что эти картины – мои, — смеется художник. – Просыпаюсь и берусь за блокнот».
Полотна художника пронизаны не просто скорбью по минувшим горьким дням, но верой в высшую справедливость, не давшую жителям блокадного Ленинграда пасть духом и сдаться. Одна из его картин – практически изображение Богоматери с ребенком: в простонародном платке на плечах, за спиной — алое полыхающее пожарище, глаза полны боли и сопереживания, натруженными руками она обнимает худенького беленького отрока, смотрящего в будущее с непоколебимой верой и светлой надеждой.

«Моя мама была верующей, — рассказывает Всеволод Михайлович, — да и я верю, что у меня есть свой ангел-хранитель. Он оберегал меня и во время войны, и в мирной жизни – у меня было пять геологических экспедиций, два сезона с охотниками на промыслах…».
Экспозиция ждет своего зрителя до 26 января: и это не только дань памяти о днях, которые нельзя позабыть, но и приношение великому таланту людей, способных создавать прекрасные творения, дарующие свет и надежду.
Елена Шарова