VictoryCon

Мой сайт
VictoryCon

ИГОРЬ КУЗНЕЦОВ: «ПОСТОЯННО НАХОДЯСЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ, СОВЕРШЕННО НЕ НА ЧТО ОТВЛЕКАТЬСЯ»

Игорь Кузнецов

Молодой профессиональный музыкант, аранжировщик, преподаватель, приглашенный саксофонист Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской Филармонии, Мариинского, Михайловского театров, ИГОРЬ КУЗНЕЦОВ основатель Санкт-Петербургского оркестра саксофонов. Оркестр существует уже три года и с огромным успехом выступает на музыкальных площадках Петербурга.
Владимир Петрович Пресняков обратил внимание нашего журнала на уникальный коллектив и его великолепного дирижера.
Мы счастливы познакомить читателей с Игорем Кузнецовым и его оркестром саксофонов!

Владимир Пресняков:

«Думаю, что само существование такого оркестра, состоящего только из саксофонов, уникально! К тому же, оркестра, играющего не джаз, а классическую и легкую музыку. Все знают, что саксофон — это инструмент, являющийся основным, лидирующим инструментом джаза, в классике его роль довольно незначительна. Коллективом руководит великолепный композитор, аранжировщик и саксофонист Игорь Кузнецов. Играют в оркестре прекрасные музыканты и, что важно, энтузиасты, которые собираются и творят не за деньги, а из любви к тому, чем они занимаются! И, конечно, хочу отметить огромную, бескорыстную организаторскую деятельность мамы руководителя и одного из музыкантов оркестра, Ирины Анчеловны Кузнецовой, деятельность, которую трудно переоценить! В заключении хочу сказать, что Санкт-Петербург может гордиться тем, что именно в этом городе есть такой славный коллектив!»


Игорь, для того, чтобы в столь молодом возрасте создать и возглавить целый оркестр, наверняка потребовались годы обучения музыке. С какого возраста Вы занимаетесь музыкой?

В музыкальную школу меня отдали родители. Это школа, совмещенная вместе с общеобразовательной, находилась рядом с домом, что было очень удобно.  Первые два года — общее музыкальное образование, где учили нотам, сольфеджио, игре на фортепиано. В третьем классе началось разделение музыкантов: мальчики — на духовое, девочки — на фортепиано. Надо сказать, что сейчас девочек, играющих на саксофоне, заметно больше. Вообще, я хотел учиться играть на ударных (смеется). У меня был маленький барабан и маленький синтезатор. Я бегал вокруг синтезатора, что-то играл, записывал, потом воспроизводил, мне это очень нравилось, но восхищен был барабаном: громко, шумно, соседи радуются, но, в итоге, выбрал саксофон. В этой школе я проучился три года, в том числе год на духовом отделении. Потом, с появлением пенсионного фонда на месте нашей музыкальной школы, родители начали искать, где я буду продолжать обучение музыкой.

Ваши родители-музыканты?

Нет, родители инженеры, но проявляют сильный интерес к искусству. Они просто открыли справочник и стали обзванивать музыкальные школы с вопросом: «Преподают ли у вас саксофон?» В итоге, дозвонились до школы при Консерватории. Мама рассказывала, что когда мы впервые пришли в эту школу, при входе увидели огромное количество афиш концертов, фестивалей, конкурсов, выступлений детей, учителей и так далее… Все так серьезно. У родителей возникло сомнение, что меня возьмут.
Нас встретил Андрей Юрьевич Большиянов, мой шеф, профессор, у которого я проучился более 10 лет. Нельзя недооценить то, что сделал для меня Андрей Юрьевич. Это мой второй отец. Дай Бог ему долгих лет жизни и здоровья.

Что было после окончания музыкальной школы?

Я поступил в Институт Культуры, в класс академического саксофона к Андрею Юрьевичу Большиянову. Обучение длилось четыре года, последний год я заканчивал у Черкасовой Юлии Петровны. Потрясающий преподаватель, очень талантливая. Она сделала очень многое для того, чтобы мною созданный оркестр саксофонов существовал и развивался. И Юлия Петровна, и ее студенты играют в Санкт-Петербургском оркестре саксофонов, что тоже очень значимо — ведь, когда педагог приходит в коллектив своего ученика, это говорит о серьезном отношении к тому, что мы делаем.

Игорь Кузнецов, концерт в рамках фестиваля «Душа мира»

В детстве… не возникало ощущение, что родители выбрали за Вас путь, а Вам хочется заняться чем-то другим? Не было чувства, что музыка надоела и хочется все бросить?

В переходном возрасте, лет в 13-14, конечно, возникали совсем другие желания (улыбается). Хотелось заниматься совсем не тем, что требовали в школе. Девчонок за косички подергать, погулять с друзьями… Но суть десятилетки (так называют школу при консерватории) в том, что там готовят сразу профессионалов. В десятилетке буквально с первого класса ребенка готовят к тому, что он будет музыкантом и никак иначе. Конечно случается, что некоторые ученики не справляются, уходят, выбирают другие профессии, но подавляющее большинство становится профессиональными музыкантами. Это наставничество, безусловно, отсеивает тех, кто неспособен заниматься музыкой, потому что способность к этому занятию – это, скорее врожденный талант, нежели приобретенный навык. Но и общеобразовательные предметы не становятся не очень обязательными, так как ЕГЭ в конечном итоге придется сдавать.

Какую музыку в детстве Вы слушали для себя?

Помимо обязательной программы были произведения, написанные для саксофона — это было необходимо.

Саксофон всегда ассоциируется с джазом. Ваше основное направление-академическая музыка?

Да, обычно, когда люди говорят про саксофон, первое, что приходит в голову, это джаз. Джазовые саксофонисты у всех на слуху. Но я учился академическому саксофону. Мы играем классическую музыку. Но очень аккуратно, постепенно прикасаемся к джазу. Ведь академические и джазовые саксофонисты — это два разных направления, два разных инструмента. Академический музыкант никогда не сыграет джазовый стандарт так же хорошо, как джазовый. И наоборот-  джазовый музыкант не сыграет блестяще академическую музыку.

Например, на концерте, который прошел 16 ноября в рамках фестиваля «Душа мира», мы исполнили «Розовую пантеру», «Синг-синг-синг»… это такой старый джаз, проверенный временем, который мы способны сыграть, но, конечно, еще очень долго нужно его совершенствовать. Это тот жанр, который имеет глубину, а не просто танцевальная музыка.

Что еще вдохновляет кроме музыки?

Ух… Кроме музыки… (смеется) Нет, она все время со мной, в голове. Порой даже ночью заснуть не получается, в голове прокручиваются какие-то музыкальные фрагменты, которые были либо в течение дня, либо буду завтра играть… Постоянно находясь в этом музыкальном мире, совершенно не на что отвлекаться.

Санкт-Петербургский оркестр саксофонов, концерт в рамках фестиваля «Душа мира»

Вы бываете на концертах, как зритель?

Да, но довольно редко. Обычно, для того чтобы поддержать своих знакомых или родственников. К нам часто из Москвы приезжает Российский квартет саксофонистов, я стараюсь быть на каждом концерте. Моя сестра, Екатерина, играет на кларнете и саксофоне, конечно, прихожу ее поддержать. Она тоже обучалась у профессора Большиянова Андрея Юрьевича и закончила школу при консерватории по двум специальностям. Сейчас студентка 4 курса консерватории. В нашем оркестре саксофонов Катя не только саксофонистка в составе оркестра, но и солистка на родственном саксофону инструменте — кларнете.

Как родилась идея создать свой оркестр?

Изначально был консерваторский квартет, который создал профессор консерватории Андрей Юрьевич Большиянов. Мы много работали, давали концерты, выступали на конкурсах, но, в какой-то момент мы распались, разошлись, кто куда. Кто-то ушел в преподавательскую деятельность, кто-то пошел учиться в институт…

Второй квартет появился спустя несколько лет, но просуществовал меньше года, так как в тот мент (а к этому времени я уже был достаточно зрелым музыкантом и начал писать переложения),  я понял, что мне мало четырех голосов и возникла идея создания целого оркестра. Так, постепенно добавляя голоса, я переложил «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина или, как ее часто называют, «Голубая рапсодия». К слову сказать, мы ее еще не сыграли, но я лелею надежду, что скоро это случится. Итак, мы сели вчетвером, и я озвучил идею создания оркестра, рассказал, что одно переложение уже есть. Ребята загорелись этой идеей, тем более, от квартетов уже все устали. Оркестр-другое дело, что-то новое, свежее… Все согласились. Профессор Большиянов одобрил и благословил.

Нужно было найти еще 13 саксофонистов! Я начал обзванивать ребят. Это был самый нервный момент в моей жизни, потому что казалось, что никто не откликнется, но к счастью согласились буквально все! Поводом стал и фестиваль «Международная неделя консерваторий», на который в качестве дирижера мы пригласили Алана Крепена, бельгийского саксофониста, возглавляющего самый престижный конкурс академических саксофонистов имени Адольфа Сакса. Алан прислал нам несколько своих произведений, которые мы начали готовить. Это был мой первый опыт, когда я собрал почти всех профессиональных саксофонистов Санкт-Петербурга. Репетировать начали незамедлительно.  Было очень волнительно, нужно было суметь собрать всех вместе, а ведь у многих концерты и гастроли. Все друг к другу притирались, «приигрывались», ведь для того, чтобы несколько человек одновременно взяли одну ноту, нужно чтобы музыканты ощущали друг друга.

Санкт-Петербургский оркестр саксофонов, концерт в рамках фестиваля «Душа мира»


Микроклимат в коллективе, психологическая обстановка внутри коллектива – это ведь тоже важно. Легко ли создавать нужную атмосферу?

Мне это не сложно. Я очень дорожу хорошими музыкантами. В музыкальном мире порой музыканты существуют в непростых отношениях, бывает, что соперники – друзья ссорятся, но у меня репутация неконфликтного саксофониста, я считаю, что обязательность и неконфликтность — это черты профессионализма. У нас были концерты, в которых я приглашал музыкантов, понимая, что между ними напряженные отношения, но, думаю, когда есть руководитель, которому доверяют, за которым идут, процесс идет гармонично и внутренние напряженные моменты уже не мешают. В целом, такие истории есть в любом коллективе. В нашем коллективе очень хорошие ребята, дружные. Надеюсь, так и останется.

В данный момент Вы даете концерты в Петербурге. Сложно ли разобраться с вопросами организации: площадка, афиши, билеты…?

Нас очень тепло принимает новый концертный зал Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. На данный момент это наша основная площадка. Зрители нас уже знают и с радостью ждут. Огромную поддержку в организации оказывает моя мама, Кузнецова Ирина Анчеловна. Она скромно называет себя «куратором оркестра», но, по большому счету, именно на ней лежат все организационные вопросы.  Достигнутые договоренности с концертными площадками, реклама, фото и видеосъемка, одним словом, безграничная поддержка всегда и во всем. Для меня это совсем другой мир, я больше в нотах, с музыкантами.

В конце декабря Вы отправляетесь на гастроли в Китай. Что это за гастроли?

В Китай я еду в составе филармонического оркестра. Почти десять лет я являюсь приглашенным саксофонистом не только оркестра филармонии, но и многих других. Это и ГАСО, и оркестр Михайловского театра, и духовой оркестр Мариинского театра, и симфонический оркестр «Северная Симфония» театра Шаляпина (прежнее название «Мюзик-Холл»), с которым мне посчастливилось играть в 2021 году на звукозаписывающей студии Лендок. И, надо сказать, идея создания Санкт-Петербургского оркестра саксофонов была во многом связана с тем, что я с оркестрами очень много взаимодействую. Это тот опыт, который нигде больше не получить.

Вы сами не хотели бы преподавать саксофон?

Вот уже шесть лет я преподаю в детской музыкальной школе имени Портнова. Замечательные коллеги и способные ученики. Всегда есть 1-2 очень талантливых. Некоторые уже поступили в музыкальное училище, и я надеюсь, что дальше пойдут по музыке.

Зачем людям искусство, как Вы думаете?

Это потребность. Такая же, как поесть, попить, только это более высокая потребность. Конечно, если вам нечего есть, вряд ли вы будете заниматься искусством. Хотя говорят, что художник должен быть голодным, но не знаю, на сколько это справедливо, никогда голодным не был (смеется). У людей, которые занимаются искусством профессионально, эта потребность более выражена – выходить на сцену, выступать перед зрителями, то чувство, которое не дает покоя, если ты долго этого не делаешь. В отпуске, например, когда нет концертов, просто сидишь, играешь на пианино, чтобы себя успокоить.

Игорь Кузнецов


С оркестром летом Вы не работаете?

В нашем оркестре много преподавателей музыкальных школ. Лето для них – период отпусков, люди уезжают. Обычно мы заканчиваем в середине июня и возвращаемся уже осенью. Сейчас мы начали свой третий сезон, и каждый раз с новой программой. Произведения стараемся не повторять. Это невероятно сложная задача. Обычно в симфонических оркестрах самое долгое — это репетиция, у нас же самое долгое — это написание переложений. Чтобы сделать час музыки, требуется недели две беспрерывной работы над партитурами, над идеями.

Что самое волнительное в работе дирижера?

Одна из самых сложных задач дирижера – передать то представление о музыке, которое находится в его голове, передать его музыканту и заставить музыкантов играть так, как слышит дирижер. Это самый напряженный момент. Нужно понимать, что все люди разные, кто-то ближе к тебе, кто-то дальше… Но в любом случае это будет симбиоз. У композитора было одно видение, оно прошло сквозь призму моего восприятия, я это передал музыкантам, которые исполняют сквозь свое представление о прекрасном, а потом это услышат зрители и пропустят через свой внутренний мир. Здесь важно оставаться спокойным и не обидеть музыкантов, которые делают что-то не так, как ты видишь.

Скоро Новый год. Как Вы отмечаете этот праздник?

Новый год-это семейный, очень теплый праздник, всегда дома, с родителями. Новогодние праздники в нашей семье очень насыщенные — 26 декабря день рождения моей сестры, 8 января родился я – все эти дни «оливье» нас не покидает (смеется). Но, в тоже время, мы музыканты, и пойти работать 1 января — дело привычное.

Когда в ближайшее время зрители смогут посетить концерт Санкт-Петербургского оркестра саксофонов?


Ближайший концерт состоится 23 декабря, это будет новогодний концерт в Александро-Невской Лавре. Мы исполним сюиту из балета «Щелкунчик» и что-то еще, это будет сюрприз (улыбается). Билеты уже продаются!


Наталия Владимировна Астахова

Наталия Владимировна Астахова, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

«С оркестром саксофонов и его руководителем Игорем Кузнецовым я познакомилась благодаря его маме, Ирине, написавшей мне в соцсетях. Без преувеличения скажу, что Ирина — удивительный человек: активная, обаятельная, энергичная, позитивная. Оркестр для нее — как любимый ребенок, и она, не жалея сил, занимается его развитием и рекламой. Именно от Ирины я получила приглашение на концерт, которое меня заинтересовало. Как человек с музыкальным образованием трепетно отношусь к этому виду искусства, часто хожу в Филармонию и другие залы на концерты классической и современной музыки. Но даже не могла себе представить, что из саксофонов, которые у меня ассоциировались раньше, прежде всего, с джазом, можно создать настоящий полноценный оркестр. Мне стало интересно посмотреть на их игру вживую — и я пошла, несмотря на утомительный перелет из другого города накануне. Оказалось, что в оркестре есть и фортепиано, и ударные, что правильно. Но основа всему — именно саксофон!
Однако, чтобы игрой зажигать сердца публики, нужны не только инструменты. Нужен тот, кто вдохнет в их звучание любовь и жизнь. Для оркестра саксофонов таким волшебником стал Игорь Кузнецов — великолепный композитор, дирижер и аранжировщик, человек с потрясающим чувством юмора, с которым хочется и хочется общаться. Вокруг себя он объединил таких же энтузиастов. Музыканты оркестра — люди, которых друг с другом связала музыка и любовь к саксофону. Среди них — педагоги Консерватории, института Культуры, музыкальных училищ, исполнители, играющие в самых известных оркестрах Петербурга, настоящие профессионалы. И они находят время, возможность собираться на репетиции, концерты.
Уверена, у оркестра Игоря Кузнецова огромное будущее, потому что он первый в мире, они — первопроходцы!
С огромным удовольствием поддерживаю данное начинание. Зная, как Игорь продумывает все, включая репертуар, не сомневаюсь, что в скором времени им покорится мировая сцена!»


Светлана Клевцова

Светлана Клевцова, музыковед:

«В 2019 году мне посчастливилось услышать запись замечательного выступления неизвестного ранее мне коллектива — Санкт-Петербургского оркестра саксофонов — на страничке Ирины Кузнецовой. «Это классный необычный коллектив» — подумала я, ведь эти ребята сами делали аранжировки классической музыки для оркестра, состоящего из инструментов, считающихся преимущественно джазовыми. Их отличало колоритное и качественное звучание. Именно такой коллектив наш фестиваль «Чайковский.spb.ru» искал для музыкальной части церемонии награждения Всероссийского конкурса «Современное наследие России». И уникальным, высочайшего уровня, часто необычным работам конкурса это было очень созвучно! Тогда оркестр впервые сыграл на телевидении (был организован эфир на канале «Санкт-Петербург»), а затем блестяще выступил, украсив своей программой мероприятие. И теперь продолжает радовать своим искусством жителей любимого города!»


Константин Андреев, лауреат международных конкурсов, преподаватель СПб музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова:

«Оркестр саксофонов — уникальное явление в культурной жизни не только нашей страны, но и в мире в целом. Играть в оркестре саксофонов, оркестре, который представляет собой инструменты одного семейства — это особое ощущение единения и взаимопонимания участников коллектива».

Один комментарий к “ИГОРЬ КУЗНЕЦОВ: «ПОСТОЯННО НАХОДЯСЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ, СОВЕРШЕННО НЕ НА ЧТО ОТВЛЕКАТЬСЯ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вернуться наверх