Беседа с Ларисой Луста коснулась самых различных тем. И не удивительно, потому что многогранность великолепной артистки не имеет границ.
В предыдущем номере мы рассказали о Конном театре, сегодня речь пойдет о музыке и мюзикле.
Параллельно с реализацией самых смелых проектов, стремлением к новому, уникальному, в нашей беседе меня потрясла невероятная мудрость, умение слышать себя, понимать свой внутренний мир, приводить в гармонию все, чего касается эта удивительная женщина, актриса, продюсер, философ, певица, композитор.
Лариса, мы с огромным удовольствием познакомились с Вашим потрясающим Конным театром. Но нам известно, что это далеко не единственный Ваш проект. Расскажите, пожалуйста, об оркестре «Рок-классика»
Я бы сказала, что он, к сожалению, уже БЫЛ… У меня действительно был оркестр «Рок-Классика» и это целый этап в моей жизни. Его расцвет приходился примерно на 2014 год. Тогда, неожиданно для себя, я начала работать с роком, я всегда любила настоящий классический рок. Я поехала в Финляндию на студию «Helsinki records», чтобы записать песню. И там мы познакомились с владельцем этой студии Маки Колихмайненом — бывшим лидером одной из известных в Финляндии групп, продюсером и на тот момент совладельцем студии. Маки послушал меня и задал вопрос: «Лариса, Вы не хотели бы петь рок?» «Я?! Я, может, и хотела бы, но никогда не пела и не уверена, что у меня получится. Там своя стилистика, своя подача». На что Маки возразил: «Мне очень нравится Ваша подача, Ваш академический вокал, и то, что у Вас такой мощный грудной регистр. Я хотел бы записать с Вами рок-альбом». На тот момент Тарья Турунен ушла из «Nightwish», группа искала новую певицу, а симфорок был очень популярен. Я сказала, что с радостью готова попробовать. В итоге был записан рок-альбом на английском языке с финскими рок-музыкантами. Текст песен написал американский поэт Трейси Липп. Назывался альбом «Лабиринт». Из моего имени убрали фамилию и оставили только Larissa. Мы выступили на нескольких фестивалях, я практически два года жила между Петербургом и Хельсинки, потому что приходилось ездить то туда, то сюда (слава Богу, уже был скоростной поезд, и добираться было легко).
Далее мне предложили переехать в Финляндию. Со мной хотели подписать контракт при условии, что подпишут его не с российской певицей. Предложение было заманчивое, но… Я отказалась. Здесь в России у меня семья, дом, вся моя жизнь. Я очень много гастролировала, но никогда не представляла жизнь в другой стране и даже в другом городе. Я себя не мыслю вне России. Это, как в семье, бывает по-разному, бывают радостные дни, бывают горестные, трудные, удачные, но ты не бросаешь свою семью, когда трудно. Я — человек очень привязанный к своей Родине, к своему городу. Поэтому в свое время я отказалась даже от переезда в Москву. Здесь в Питере у меня семья, родители. У ребёнка тогда была учеба. Мой муж-известный архитектор. Его работа тоже тесно связана с нашим городом. Семья, как и Родина, для меня очень многое значит. Я не из тех артистов, которые готовы принести в жертву карьере все. Да, есть артисты, готовые пожертвовать личным счастьем, семьёй, родиной, приличиями ради сцены. Для меня же жизнь больше, чем сцена. Наверное, я не совсем правильная артистка. Но я неоднократно делала выбор в пользу дома и семьи, принося в жертву карьеру. Например, один из российских продюсеров предлагал мне “раскрутку” с условием, что я соглашусь изображать невесту и потом жену одной из наших поп-звезд, принадлежащих к представителям сексуальных меньшинств. Мы должны были записать несколько дуэтов, сыграть свадьбу на «Авроре», Валентин Юдашкин должен был сшить свадебные костюмы, а на событии присутствовать весь столичный бомонд. Даже моего мужа пытались убедить в целесообразности и невинности данной PR-акции. Но я не могла представить себе, как это возможно?! Что будет говорить мой сын друзьям в школе, а муж и родители своим знакомым? Мне было сказано, что я не человек шоу-бизнеса и сотрудничество не состоялось. Я действительно не человек шоу-бизнеса. Я никого не осуждаю. Каждый сам делает свой выбор. Согласно своим ценностям.
Но вдохновленная двумя годами работы на «Helsinki Records» я решила с моим другом, коллегой, с которым на тот момент мы сотрудничали, как с композитором, дирижером и аранжировщиком, Андреем Медведевым, создать оркестр. Я назвала его «Рок-Классика». Это был синтез академической музыки, симфонической и рока. Мы сделали несколько ярких программ. Одни из первых в России соединили эстрадно-симфонический оркестр, рок-группу и академический вокал. Мы выступали с этими программами в БКЗ Октябрьский, в «Ледовом дворце», на фестивалях…
Потом начались сложные времена, когда чисто финансово было очень тяжело содержать такой коллектив. Рок в нашей стране всегда был неформатом. А оркестр-это не два человека. Я была вынуждена музыкантов не распустить, а отпустить(улыбается). И рок-группу в том числе. Сейчас ребята работают у Елены Ваенги. Миша Алексеенко (гитара), Петя Захарченко (ударные), Роман Садырбаев (перкуссия) — все они блестящие музыканты, и я очень рада, что они востребованы и работают с достойной артисткой. А оркестр накопил огромное количество оркестровок, наработок, Андрей смог раскрыться, как талантливый дирижер, которым он уже являлся на тот момент. Сейчас он руководит оркестром Петербург-концерта.
Есть ли мысли возобновить работу оркестра, воссоздать его?
Пока — нет. Мне театра хватит, иначе не потянуть (смеется).
Десять лет Петербург с удовольствием наблюдал за развитием событий мюзикла «Безымянная Звезда». Это еще один, безусловно успешный, потрясающий проект, как он начинался?
Это то, чем я горжусь. Я соприкоснулась с этим жанром, благодаря мюзиклу «Мастер и Маргарита», где репетировала роль Геллы. Атмосфера мюзикла меня захватила. Я задумалась о том, чтобы создать собственный проект. Мне было бы легче подстраивать рабочий график под собственные задачи. Я очень давно люблю пьесу «Безымянная звезда» Михаэля Себастьяна. Все ее хорошо знают по знаменитому фильму Михаила Козакова с блистательными артистами, Костолевским и Вертинской, в главных ролях. И мне в руки как раз попала партитура мюзикла по этой пьесе, написанная петербургским композитором Марком Самойловым, учеником Соловьева-Седого и потрясающим мелодистом. И, конечно, я решила, что это нужно ставить. Для себя я выбрала роль Моны, потому что мне очень хотелось сыграть ее. Мне удалось собрать потрясающий актерский состав: Мадмуазель Куку играла и пела Ирина Мазуркевич, Морин – потрясающий Игорь Балалаев, звезда московских мюзиклов и Саша Чернышев, тогда еще молодой многообещающий артист театра Балтийский Дом, а сейчас любимец петербургской публики (у Игоря часто случались накладки, ему порой было сложно подстроить свой график под нас). И Саша Чернышев в какой-то момент стал основным исполнителем этой роли. Он взрослел, мужал, и роль шла ему все больше и больше. Это были два абсолютно разных Морина, но оба-блистательные; Григ в исполнении Дмитрия Быковского был любимцев публики; Удря — Сергей Лосев (настоящий мастер, представитель старой школы); Роман Агеев, который у нас впервые запел… Это такие актеры, с которыми даже стоять на одной сцене — удовольствие и честь. У нас был потрясающий балет (хореограф Дмитрий Пиминов). Мы первые использовали 3D мэппинг в оформлении сценического пространства. Это был очень красивый спектакль, отличающийся по музыке, по эмоциональной составляющей от других мюзиклов, с блистательным актерским составом. Мне было приятно, что мэтры, у которых за плечами работа с великими режиссерами, настоящие, а не раздутые искусственно звезды, не просто работали в проекте, а очень любили наш спектакль.
Почему мы больше не видим этот спектакль?
Пандемия внесла свои коррективы. Запланированные на 20-й и 21-й год спектакли отменили из-за ковидных ограничений. Потом ввели ограничения на 25% зала. Это было нереально для нас. Спектакль очень дорогой из-за мэппинга, больших декораций, большого числа участников… 25% и даже 50% зала не могли покрыть расходов. Мы долго ждали, но время прошло, молодые ребята из балета разлетелись… Дмитрий Быковский переехал в Москву. Теперь нужно собирать спектакль фактически заново. Боюсь, что «Безымянная звезда» стала историей. К счастью, есть запись (улыбается). И я рада, что зрители могли видеть его на протяжении пяти лет.
Образы Моны и Грига значительно отличаются от героев фильма Михаила Козакова.
Еще бы… Абсолютно! Я больше всего не хотела повторить фильм. Фильм уже видели, и копирка все равно будет хуже. Я хотела, чтобы у нас был свой спектакль. Дима Быковский, которого зрители знают по «Ментовским войнам», с его фактурой, харизмой, с такой казачьей внешностью здорового русского мужика, играл Грига нового, с переброской в 90-е годы, а не рафинированного денди. Ему только малинового пиджака не хватало. Как только он появлялся на сцене и произносил первую фразу — все! Зал ревел! Григ был одним из любимейших персонажей нашей публики. Он произносил простые фразы, а зал умирал от хохота…
И моя Мона была совершенно другая. Мона Анастасии Вертинской — более утонченная, оторванная от реальности. Моя же была более драматичной, более земной, более сегодняшней. А потому, наверное, и более понятной зрителю. Как мадемуазель Куку в исполнении Ирины Мазуркевич. Я думаю, многие женщины в зале чувствовали невольную близость с ее героиней, с ее одиночеством и желанием любви. Да, пожалуй, и сам наш спектакль с одной стороны был более музыкальным, смешным, а с другой более драматичным. Зрители смеялись и плакали от души. А это значило, что зритель сопереживал и верил.
Печально, что этот путь закончился, но замечательно, что он был.
Когда Петербург увидит сольный концерт Ларисы Луста?
Я не знаю. У меня в жизни было очень много сольных концертов, и в очередной раз петь то, что я уже пела, мне не интересно. Я так много спела за свою творческую жизнь! Столько жанров! Классика, романс, эстрада, рок, аргентинское танго, французский шансон, народная песня, мюзикл, опера…
Большого сольного концерта у меня не было с 2020-го года, когда пандемия отменила наш мюзикл и все мои гастроли. Европейские гастроли так и не возобновились из-за санкций. Но за это время я записала новый сольный альбом на санскрите и создала свой театр.
Театр сейчас занимает много места в моей жизни. Он, как новорожденный ребенок, требует много сил. У меня нет продюсера, директора или спонсора. Я все делаю сама. Костюмы, музыка, сценарии, организация гастролей… А организовать гастроли Конного театра очень сложно. Это перевозка и содержание лошадей, артистов, реквизита… Близится летний сезон. Не за горами фестивали, на которые мы приглашены. Нужно готовиться…
К осени мне очень хотелось бы сделать сольный концерт, но пока не понимаю, какая это будет программа, какая площадка и как найти время? Материала очень много, и он очень разный. Буду думать.
Вы упомянули новый альбом. Я знаю, что он очень необычный. Можно подробнее о нем?
Да, недавно я записала альбом «Мантра». Он писался нелегко. То шел, как по маслу, то вдруг, словно непробиваемая стена — не идет и все. Мы работали над с Сергеем Аристовым, аранжировщиком и композитором, которого зрители хорошо знают по многим моим песням. Работали почти два года. У меня была мысль сделать концерт, посвященный презентации этого альбома. Но я пока не могу понять, как. Там смесь живых инструментов и электронной музыки, много сложных нюансов. Сам альбом посвящён древним ведическим мантрам. А у меня свой зритель, который идет на знакомую ему Ларису Луста. Как он воспримет этот репертуар, как правильно его подать, пока не знаю. Я включила этот музыкальный материал в спектакль нашего театра, чтобы услышать отзывы, и они более чем хорошие. Многие говорили: «Какая музыка классная! Где можно купить этот альбом?». Вот это меня и вдохновило. Так что сейчас думаю над презентацией.
Как возникла идея такого альбома?
С 2012 года моя жизнь очень тесно связана с Индией. А в конце 2019 года меня пригласили на Всемирный Духовный саммит в Раджастане. Вот для этого саммита я впервые записала несколько мантр. И успех был грандиозный. Два моих трека даже взяли на радио в Индии.
Изначально было страшно, потому что я понимала, что слушать будут настоящие индийские музыканты и множество разноязычной публики. Страшно было замахиваться на такой материал. Я не стала подражать традиционному исполнению мантр, я предложила свое видение, свое ощущение сакральных текстов. В итоге зал на 15 тысяч человек принял меня так, что один из индийских представителей сказал: «Лариса, еще одно выступление, и зрители начнут зажигать перед вами палочки» (смеется).
Я поняла, что, если здесь так оценили мое исполнение, то можно работать дальше в этом направлении. Так родился целый альбом. Для меня это итог большого и непростого этапа моей жизни.
(Треки из альбома Ларисы Луста «Мантры» звучат на радио VictoryCon-ред.)
Когда Вы последний раз были абсолютно счастливы?
Счастье — это состояние, в котором ты живешь, это не мгновение. Мгновение — это радость, она сродни удовольствию. Это переживания на каком-то эмоциональном подъеме, которые потом могут идти на спад. И тебе вновь становится грустно, тревожно, волнительно или обыкновенно. Счастье же — состояние души. Это внутреннее согласие с собой и окружающим тебя миром. Оно зависит от того, как ты видишь этот мир и себя в нем. От того, что внутри тебя. От фокуса, на который настроен твой взгляд.
Я была абсолютно счастлива в детстве. Конечно, я огорчалась, плакала, расстраивалась, боялась чего-то… Но, оглядываясь назад, я этого не помню. Я помню только ощущение безграничного счастья. Это потому, что сознание ребёнка направлено на познание окружающего мира и себя в нем. А это самая увлекательная вещь на свете. Если все идёт правильно, жизнь ребенка окутана любовью его родителей. Все в его мире гармонично. Все возможно. У сознания ребенка нет ограничений.
Позже, когда мы становимся взрослыми, мы начинаем мыслить штампами взрослого социума. На первый план выходит наше Эго. И оно рождает все проблемы. Мы стараемся навязать свое Я этому миру. Мы хотим получить как можно больше. Мы много требуем и мало даем. А нужно просто делать то, что любишь и делиться с миром своей любовью. Никому ничего не доказывая и не навязывая. Жизнь — это уже само по себе счастье. Когда я это поняла, все стало на свои места. И сегодня я абсолютно счастлива.
Какая у Вас ассоциация с детством?
Много тепла и много-много солнца. Это период, наполненный радостью и любовью. От учителей, друзей, родителей, от моей страны, которую я очень любила.
Во взрослой же жизни было много всего разного. Были периоды, когда я не понимала, что происходит, я не хотела принимать странные правила. В такие моменты сложно быть счастливой. И я часто задавала себе вопрос: «Почему в детстве я была абсолютно счастлива, хотя моими мечтами было иметь ровно то, что я имею сейчас? А сейчас я все это имею, но абсолютно счастливой себя не чувствую! Почему-то чего-то не хватает!» И я поняла, что это происходит потому, что какие-то вещи я делаю не потому, что я этого хочу, а потому что мне говорят, что так надо, в угоду кому-то я вынуждена идти на компромиссы. И у меня внутри что-то этому до боли сопротивляется. Как раз в 20-м году, когда события всех нас заставили остановиться и многое переосмыслить, я сказала себе: «Давай, Лариса, сделаем что-то свое, что будет в радость».
Я спросила себя: «Что я люблю и умею больше и лучше всего?» В голову сразу пришли музыка, театр и лошади. Так родился конный, музыкальный театр. Я собрала воедино все, что люблю плюс возможность дарить людям радость. Дать возможность прикоснуться к настоящему, живому. Я могу помочь животным, попавшим в беду. Я могу заниматься чистым творчеством. Я могу принадлежать себе. Это мой мир. Без всяких компромиссов. Без необходимости делать то, что мне не хочется. И в этом мире, который я создала, я абсолютно счастлива. Потому что здесь, как в детстве, я живу, окруженная людьми и животными, которые меня любят не за то, что я выступаю по телевизору, а за то, что я это я. А счастье оно внутри каждого из нас. Его не нужно искать. Нужно просто разрешить себе быть счастливым, никому ничего не доказывая.
Лариса, большое Вам спасибо за потрясающе интересную беседу!